11 декабря Комитет по образованию провел парламентские слушания на тему: «Проблемы взаимодействия профессиональных образовательных учреждений и работодателей по подготовке и трудоустройству специалистов: законодательный аспект».
Открыл и вел слушания председатель Комитета Григорий Балыхин
Балыхин
Григорий Артёмович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
. Он отметил большую роль целевой контрактной подготовки специалистов, которая позволяет решить немало проблем — от выплаты стипендии и организации практики студентов до поддержки материально-технической базы образовательных учреждений. Такие договоры — гарантия того, что выпускники будут востребованы отраслью и после окончания вуза возвратятся на те предприятия и в те регионы, из которых были направлены на учебу.
«Бизнес имеет реальное желание поддержать образование, — сказал Г.Балыхин. — Но всегда ли российское законодательство способствует этому стремлению, с одной стороны, и стимулирует ли государство влияние работодателей на образование, с другой? Практически во всем мире бизнес имеет соответствующие преференции при его вкладе в образование. Во всем мире инвестиции в образование стимулируются налогами и льготами». В России, по словам Г.Балыхина, «налоговый климат не способствует тому, чтобы заинтересовать экономически работодателя в развитии материально-технической базы образовательных учреждений, организации производственной практики».
Важной задачей председатель Комитета назвал активное вовлечение работодателей в аккредитацию образовательных программ. Вместе с тем, он с сожалением констатировал, что современный работодатель ориентирован на узкую специализацию выпускников.
В ходе обсуждения было отмечено, что за прошедшие два года взаимодействие системы образования и работодателей усилилось. Вместе с тем, по‑прежнему остро ощущается дефицит кадров необходимой квалификации и профессии, что сдерживает развитие предприятий.
Отсутствует согласованный межведомственный подход к решению проблем занятости и регулирования рынка труда, предусматривающий учет всех факторов и направленный на сокращение дисбаланса между рынком труда и рынком образовательных услуг.
Медленно реализуется концепция государственно-частного партнерства в развитии профессиональных образовательных учреждений.
Не определены механизмы, в том числе законодательные нормы конкретного участия бизнес-сообщества, работодателей и их объединений в трудоустройстве выпускников профессиональных образовательных учреждений.
Участники парламентских слушаний указывали на необходимость нормативного регулирования процессов, связанных с обеспечением связи содержания профессионального образования и потребности рынка труда, поддержкой профессиональной школы со стороны бизнеса и работодателей, софинансированием образовательных учреждений, развитием государственно-частного партнерства, совершенствованием системы образовательных кредитов, созданием независимой системы оценки качества подготовки квалифицированных специалистов, созданием и использованием фондов целевого капитала, трудоустройством выпускников.
По итогам обсуждения выработан ряд рекомендаций Правительству, Министерству образования и науки, органам законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.
Правительству, в частности, рекомендовано разработать систему стимулов и преференций для привлечения бизнеса к финансированию профессионального образования, а также обеспечить разработку прогноза потребности в рабочих и специалистах с учетом реальных запросов рынка труда.
Минобразованию рекомендовано совместно с работодателями на основе профессиональных стандартов разработать федеральные государственные образовательные стандарты профобразования.
Органам государственной власти субъектов Федерации предложено принять меры по долгосрочному прогнозированию изменений квалификационной структуры рабочих и специалистов в отраслях хозяйства региона, а также потребностей в рабочих и специалистах в условиях миграции рабочей силы. Кроме того, региональным органам власти рекомендовано обеспечить доступность информации о востребованных профессиях и специальностях на региональном и межрегиональном рынках труда, уровне оплаты труда, рынке образовательных услуг, включая рейтинг учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования.
Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ