Участники «круглого стола» в Госдуме выработали рекомендации для развития детско-юношеского спорта в России

Комитет по физической культуре и спорту провел «круглый стол» на тему: «Проблемы законодательного и финансового обеспечения развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации и пути решения».

В дискуссии приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, представители общероссийских спортивных федераций, физкультурно-спортивных организаций.

Вел «круглый стол» председатель Комитета Антон Сихарулидзе Сихарулидзе Антон Тариэльевич Сихарулидзе
Антон Тариэльевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.

С приветствием к участникам обсуждения обратилась заместитель Председателя Госдумы Светлана Журова Журова Светлана Сергеевна Журова
Светлана Сергеевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 111 (Всеволожский – Ленинградская область)
. По ее словам, нужна национальная система физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения. Требует решения вопрос подведомственности детско-юношеских спортивных школ. «В Министерстве образования и науки нет отдела или департамента, который бы занимался вопросами физкультуры и спорта», — сказала С.Журова. Между тем, заметила она, в отрасли занято 300 тысяч работников.

Антон Сихарулидзе Сихарулидзе Антон Тариэльевич Сихарулидзе
Антон Тариэльевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, характеризуя законодательную базу в области физической культуры и спорта, напомнил, что базовый закон о физкультуре и спорте относит к полномочиям органов государственной власти «оказание содействия» развитию детско-юношеского спорта, устанавливает правовые основы физического воспитания в образовательных учреждениях. В Трудовом кодексе определены особенности регулирования труда спортсменов в возрасте до 18 лет. Учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности действуют на основании закона об образовании. Кроме того, в ряде субъектов Федерации приняты региональные законы о детско-юношеском спорте.

На развитие материально-технической базы спортивных школ направлена ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы». «Основными задачами программы являются развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом как в образовательных учреждениях, так и по месту жительства, создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания детей и подростков, — сказал А.Сихарулидзе. — Кроме того, в сентябре программа дополнена подпрограммой «Развитие футбола в РФ на 2008–2015 годы», основной целью которой является вовлечение максимального количества детей и подростков в систематические занятия футболом. В рамках подпрограммы «Здоровое поколение» ФЦП «Дети России» на 2007–2010 годы предусмотрены мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни детям и подросткам».

Вместе с тем, по словам председателя Комитета, состояние здоровья и физическая подготовка детей и молодежи свидетельствует о наличии ряда проблем в сфере детско-юношеского спорта. Необходимо издать новое положение о деятельности спортивных школ, соответствующее современным требованиям, поскольку действующее устарело. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, принятое 13 лет назад, также не отражает специфику функционирования спортивных школ применительно к системе подготовки спортивного резерва. В законе об образовании следует уточнить правовой статус спортивных школ. Требует скорейшего принятия закон о спортивной подготовке, который определит правовой статус учреждений спортивной подготовки. Устарела вся система физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения. Занятия физической культурой, предусмотренные образовательными стандартами и учебными программами, не отвечают ни целям воспитания, «ни интересам самих учащихся с точки зрения их самореализации в каком‑либо виде спорта». Содержание и технологии физического воспитания в школе безнадежно устарели. «Необходимо изменить отношение к школьным урокам, полностью пересмотреть методики преподавания физкультуры, увеличив количество часов игровых уроков», — сказал А.Сихарулидзе.

В числе проблем, требующих решения, председатель Комитета назвал недостаточную оснащенность современным учебно-спортивным оборудованием и инвентарем дошкольных и образовательных учреждений, «крайне низкую» оплату труда тренеров и преподавателей. В результате «прекратился приток молодых кадров», в спортивных школах работают тренеры, средний возраст которых превышает 50 лет.

Заместитель председателя Комитета по физической культуре и спорту Дмитрий Свищев Свищев Дмитрий Александрович Свищев
Дмитрий Александрович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией ЛДПР - Либерально-демократической партией России
заметил, что только путем внесения изменений в законодательство задачу физического воспитания детей не решить. Необходимы организационные решения на всех уровнях.

Директор департамента административного и нормативно-правового обеспечения государственной политики Министерства спорта, туризма и молодежной политики Владимир Карякин указал на отсутствие научно обоснованных нормативов финансирования детско-юношеского спорта. «Недофинансирование бюджетных учреждений приводит к необоснованному росту платных услуг, снижает возможность для занятий физической культурой детей из социально-незащищенных семей», — пояснил он.

Особое внимание, по словам В.Карякина, необходимо уделить разработке механизма государственного контроля эффективности функционирования спортивных школ. Нужна новая национальная система детско-юношеского и физкультурно-спортивного воспитания, которая должна базироваться на прежних достижениях. «Целесообразно рассмотреть вопрос о введении во всех общеобразовательных учреждениях норм физкультурно-спортивной активности не менее четырех часов в неделю», — предложил представитель Министерства.

Заместитель директора департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки Светлана Тетерина упомянула разработку образовательных стандартов нового поколения, которые будут содержать кадровые, финансовые, материально-технические требования к условиям реализации основных образовательных программ. «Для физкультуры это спортивный зал или спортивная площадка с установленными параметрами и перечень спортивного оборудования, — пояснила она. — Утвержденные в рамках стандарта требования будут основанием для лицензирования и аккредитации образовательных учреждений».

Член Комитета по физической культуре и спорту Руслан Гостев Гостев Руслан Георгиевич Гостев
Руслан Георгиевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации»
заметил: «Нормальной спортивной базы нет у абсолютного большинства детских спортивных и образовательных школ. Как может целый класс — 40 человек — заниматься в одном спортивном зале?»

Аудитор Счетной палаты Александр Назаров сказал, что на законодательном уровне необходимо определить статус детско-юношеских спортивных школ. Подготовка тренеров, по его словам, должна вестись в рамках государственной программы.

Заместитель председателя Комитета по физической культуре и спорту Ильдар Гильмутдинов Гильмутдинов Ильдар Ирекович Гильмутдинов
Ильдар Ирекович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 27 (Московский – Республика Татарстан (Татарстан))
обратил внимание участников дискуссии, что детские спортивные школы находятся в компетенции регионов и муниципалитетов, а к полномочиям органов местного самоуправления подготовка спортивного резерва не отнесена. А раз отсутствуют полномочия — нет и финансирования.

Заместитель председателя Комитета по образованию Ирина Роднина Роднина Ирина Константиновна Роднина
Ирина Константиновна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 118 (Дмитровский – Московская область)
предложила дополнить проект рекомендаций предложениями по развитию школьного и студенческого спорта, школьных и студенческих спортивных клубов, дворового спорта, массового инвалидного спорта. «Детско-юношеский спорт — это прежде всего работа в образовательных учреждениях, — считает И.Роднина. — Дети проводят там большую часть времени».

Заместитель председателя Комитета по делам молодежи Светлана Хоркина Хоркина Светлана Васильевна Хоркина
Светлана Васильевна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
высказалась против закрытия и перепрофилирования детско-юношеских спортивных школ в частные клубы. Для привлечения в отрасль молодых преподавателей и тренеров С.Хоркина предложила рассмотреть вопрос о предоставлении молодым специалистам ведомственных муниципальных квартир с последующей возможностью выкупа. По ее мнению, для поддержки детско-юношеского спорта целесообразно создать специальный фонд, который будет привлекать внебюджетные средства.

Президент Всероссийского объединения представителей спортивных школ Александр Паршиков указал на отсутствие государственной вертикали управления в сфере детско-юношеского спорта.

По итогам обсуждения выработан ряд рекомендаций Правительству, профильным федеральным министерствам и органам исполнительной власти субъектов Федерации. Правительству, в частности, рекомендовано разработать и утвердить стратегию развития физической культуры и спорта до 2020 года, предусмотрев комплекс системных мер по развитию детско-юношеского спорта. Рекомендовано также включить материально-техническое обеспечение детско-юношеских спортивных школ в перечень приоритетных расходных обязательств субъектов Федерации и муниципальных образований, софинансируемых за счет федерального бюджета.

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ