Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по толерантности и свободе совести, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока с участием Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, Комитета Государственной Думы по делам национальностей, Министерства регионального развития Российской Федерации проводят 23–25 ноября 2006 г. круглый стол на тему: «Перспективы ратификации Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда №169 „О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых государствах“.
Участниками круглого стола были представители Международной организации труда, другие зарубежные эксперты, ученые, а также представители субъектов Российской Федерации.
С докладом о перспективах ратификации Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда №169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых государствах» выступил Председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей Е.Н.Трофимов.
Евгений Трофимов отметил, что в международном праве большое внимание уделяется проблемам коренных малочисленных народов, представляющих собой особую часть национальных меньшинств. В ряду международных договоров важное значение имеет Конвенция МОТ №169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых государствах». Однако из 200 государств участников МОТ Конвенцию ратифицировали только 17 государств.
Во многом это объясняется тем, что сам документ ориентирован на учет особенностей развития коренных народов в каждой отдельно взятой стране. Конвенция МОТ №169 пока не входит в правовую систему Российской Федерации.
Докладчик отметил, что защита коренных малочисленных народов в России по линии создания равных условий для развития всех народов и этнических сообществ обеспечивается Конституцией Российской Федерации. Основной закон страны создает предпосылки для формирования специального статуса коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Наиболее отчетливо проявляется данная тема в статье 69 Конституции РФ, согласно которой Россия гарантирует права коренным малочисленным народам в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. отражая исторические особенности этнокультурного развития этих народов России.
Важным моментом, определяющим условия ратификации Конвенции в Российской Федерации, являются принципы землепользования коренного населения. Решение этого вопроса без учета истории традиций землепользования, полагает Е.Н.Трофимов, может осложнить обстановку в некоторых регионах России. Право владения землей в принципе не противоречит конституционным нормам Российской Федерации (это статья 9 Конституции Российской Федерации), но, в то же время, что принципиально важно, этническое право на землю в ней отсутствует.
Сегодня открытым остается вопрос о предоставлении коренным малочисленным народам собственности на землю или в аренду.
Докладчиком было также обращено внимание на пункт 2 статьи 1 Конвенции, где говорится: «Указание самих народов на их причастность к числу коренных или ведущих племенной образ жизни рассматривается как основополагающий критерий для определения групп».
Основные сложности здесь заключаются в том, как отметил Е.Н.Трофимов, что в законодательстве Российской Федерации не установлены понятия «коренной народ» и «народ, ведущий племенной образ жизни». Эти понятия не используются и в государственной статистической отчетности.
В частности, Ст. 1 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», требует внесение поправок, равно как и само название Федерального закона. Сегодня по истечении 12 лет после того, как впервые по инициативе Комитета по делам национальностей в рамках Конвенции МОТ 169 были проведены парламентские слушания, приняты ряд законов, требующих рассмотрения процедуры соответствия с действующим законодательством относительно защиты интересов коренных, малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Докладчик отметил, что условия для ратификации обсуждаемой Конвенции пока что не созрели и необходимо продолжить консультации, особенно по определениям «коренные народы» и « народы ведущие племенной образ жизни», а также относительно этнического права на собственность землевладения.