Комитет по безопасности провел парламентские слушания, посвященные актуальным проблемам совершенствования законодательства о государственной тайне

14 октября 2008 года Комитет по безопасности провел парламентские слушания на тему: «Актуальные проблемы совершенствования законодательства о государственной тайне».

В слушаниях приняли участие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации и Общественной Палаты, представители органов государственной власти РФ и Казахстана, заинтересованных министерств и ведомств, научных кругов.

Открыл и вел слушания председатель Комитета Владимир Васильев Васильев Владимир Абдуалиевич Васильев
Владимир Абдуалиевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 180 (Заволжский – Тверская область)
, обозначивший во вступительном слове основные цели и задачи проводимого мероприятия.

С докладом «Нормативная правовая база в области защиты государственных секретов Республики Казахстан» выступил заведующий отделом по защите государственных секретов Канцелярии Премьер-министра Республики Казахстан Менат Толымбеков. В нем он отметил, в частности, что закон о защите государственной тайны Республики Казахстан был взят за основу для модельного закона СНГ.

Заместитель руководителя Федерального архивного агентства Андрей Артизов рассказал об итогах рассекречивания документов архивного фонда РФ в 1997–2007 гг., о связанных с этим проблемах и предложениях по их разрешению.

О заинтересованности внести изменения в действующий с 1993 года Закон РФ «О государственной тайне» говорил в своем выступлении заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Константин Бирюлин. Эти изменения должны устранить недостатки, препятствующие международному сотрудничеству.

Сравнительный анализ иностранного законодательства о государственной тайне применительно к российским реалиям сделал проректор МИФИ, доктор юридических наук Алексей Фатьянов.

По мнению Секретаря Общественной Палаты РФ, академика Евгения Велихова, правоприменительная практика защиты государственной тайны зачастую не учитывает специфику научной деятельности в условиях современной демократической России, что чревато негативными последствиями для развития отечественной фундаментальной и прикладной науки.

Были затронуты также проблемы уголовно-правовой охраны государственной тайны в России и патентования секретных изобретений

За 15 лет базовый закон «О государственной тайне» претерпел ряд изменений: в 1997 году (отдельные положения закона были приведены в соответствие с новой Конституцией РФ) и в 2004 году (в связи с изменением системы обеспечения социальных гарантий должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе). Как полагают участники слушаний, действующие правовые нормы в области защиты государственной тайны, в целом, создают условия для поддержания необходимого уровня безопасности РФ.

В то же время, отмечалось, что за прошедшие 15 лет изменилось государство, общество, экономика, технологии, внутренние и внешние угрозы безопасности, правовая база. Поэтому закономерно, что законодательство о государственной тайне и, в частности, базовый закон уже не в полной мере отражают проблемы сегодняшнего дня.

По мнению участников слушаний, правоприменительная практика свидетельствует как о наличии недостатков в законодательном обеспечении защиты государственной тайны, так и о необходимости комплексного совершенствования не только Закона РФ «О государственной тайне», но и связанных с ним гражданского, уголовного и уголовно-процессуального, информационного и административного законодательств.

Участники слушаний рекомендовали Федеральному Собранию РФ подготовить предложения по совершенствованию системы засекречивания и рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, а также формулировок Перечня сведений, составляющих государственную тайну, с целью обеспечения однозначности понимания и уточнения отдельных его положений в части отражения реалий современной политической жизни.

Участники слушаний предложили Федеральному Собранию РФ при доработке Закона РФ «О государственной тайне» обратить внимание и на такие вопросы, как: регламентация допуска к государственной тайне лиц, находящихся на выборных должностях в органах законодательной (представительной) власти субъектов РФ и в органах местного самоуправления, а также лиц, призываемых на военные сборы; приведение терминологии Закона в соответствие с терминологией Гражданского кодекса РФ и Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; уточнение полномочий Правительства РФ в части издания нормативных правовых актов по организации допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне; регламентация последствий разглашения сведений, составляющих государственную тайну, полученных обманным путем, случайно, по ошибке, в результате коррупционной сделки или с применением насилия в отношении лица, которому эти сведения доверены.

Были даны также рекомендации по совершенствованию уголовного, процессуального, гражданского и информационного законодательств, и законодательства об административных правонарушениях.