Газета «Трибуна» опубликовала статью Председателя Государственной Думы Бориса Грызлова «Транспортная стратегия России»

31 июля 2008 года газета «Трибуна» опубликовала статью Председателя Государственной Думы, Председателя Высшего совета Партии «Единая Россия» Бориса Грызлова Грызлов Борис Вячеславович Грызлов
Борис Вячеславович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
«Транспортная стратегия России»:

Россия – крупнейшая страна мира. Такая территория – результат труда, а часто и героизма многих поколений россиян. Чтобы просто узнать эту землю, отстоять ее, освоить, они буквально пешком проходили Сибирь, выйдя в итоге к Тихому океану. Именно так строилось наше государство.

Это – беспримерный исторический подвиг. Но в современной экономике мы не вправе повторять его вновь и вновь. Сегодня, когда речь идет о перемещениях миллиардов тонн грузов и сотен миллионов пассажиров на тысячекилометровые расстояния, Россия просто обязана располагать эффективной, основанной на лучших технологических решениях транспортной системой.

В данном направлении предстоит многое сделать. Речь, пожалуй, идет о наиболее дорогостоящих модернизационных программах, которые только стоят перед государством и обществом. За 6 лет на соответствующие цели планируется направить свыше 13 трлн. рублей. Чтобы они дали должную отдачу, осуществлять эти программы предстоит в строжайшем соответствии с четкими, понятными принципами и приоритетами.

1. Модернизация транспорта должна быть комплексной. Необходимо увязывать между собой развитие всех основных сегментов отрасли.

Бессмысленно наращивать мощности портов, если они не будут должным образом обеспечены железнодорожными, автомобильными и иными коммуникациями. Столь же неэффективно и развивать аэроузел в случае, если пассажиру, чтобы добраться до него из города, требуется столько же времени, сколько на перелет в соседнюю страну.

Транспортный комплекс должен модернизироваться в рамках единого замысла. Сегодня такая работа идет: и в рамках программы развития транспорта на 2010-2015г.г., и в рамках долгосрочной стратегии до 2030 года.

2. «Важнейшая задача именно государства – развитие инфраструктуры». Эти слова Владимира Путина отражают еще один важнейший принцип: государство не вправе ослаблять внимание к проблемам данного сектора. Это сфера его прямой ответственности перед гражданами.

Федеральная программа развития транспортной системы России на 2010–2015 годы предусматривает огромные объемы финансирования. Из федерального бюджета на соответствующие цели будет направлено около 4,7 трлн. рублей. Это создаст предпосылки к кардинальному улучшению ситуации.

3. Нужно создавать максимально благоприятные условия для частных инвесторов и других участников. Транспорт – отрасль, в которой способны работать многие тысячи предприятий всех форм собственности: от малого бизнеса до огромных компаний.

Уже сейчас здесь есть реальные успехи. Достаточно сказать, что на отечественных железных дорогах, по состоянию на конец 2007 года, работало 340 тысяч частных грузовых вагонов. А ведь когда‑то этот сегмент был полностью монопольным.

Другой пример – развитие аэропортов. Регионы готовы инвестировать в их модернизацию значительные средства. Нужно лишь создавать соответствующие условия. Пример – Вологодская область, которая планирует вложить в развитие своего аэродромного хозяйства 2,5 млрд. рублей.

4. Важнейшая задача транспортной стратегии – территориальное развитие. Достаточно сказать, что число населенных пунктов, не связанных с транспортной сетью страны всесезонными дорогами с твердым покрытием, достигает 40 тысяч. В них живут миллионы людей.

Появление новых транспортных коммуникаций способно кардинально улучшить социально-экономическую ситуацию территорий, способствовать хозяйственному освоению огромных пространств. Так, уже нынешней осенью, как ожидается, начет функционировать (пока в реверсном режиме) участок нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) протяженностью 1100 километров. Это станет заметным шагом к освоению природных богатств востока России.

5. Развитие транспортной системы в первую очередь должно быть ориентировано на «расшивку узких мест экономики», т. е. устранение инфраструктурных препятствий для экономического роста.

С одной стороны, речь идет о доступе к ресурсам. Причем отнюдь не только о полезных ископаемых, как в случае с ВСТО. Например, реконструкция трассы «Москва-Дон» обеспечит доступ сельхозпродукции с юга страны в центральные районы, и доступ миллионов туристов – на черноморское побережье и на Кавказ. А это – и развитие АПК, и туристической отрасли, и борьба с продовольственной инфляцией.

С другой стороны, уже сейчас с острейшими транспортными проблемами сталкиваются крупнейшие города России, мегаполисы и их пригороды. А ведь они – важнейшие точки экономического роста. Поэтому очень важно поддержать развитие их транспортной инфраструктуры: дорог, тоннелей и т. д. Один из многих примеров – строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области, которое позволит разгрузить столицу. При этом до 25% общей стоимости трассы (а она оценивается в 520 млрд. рублей) составят частные инвестиции.

6. Модернизация транспорта должно основываться на самых современных технологиях и способствовать развитию инновационного сектора. Например, согласно прогнозам, к 2015 году для собственных российских нужд может быть построено до 700 самолетов. Подобный спрос – тот самый фундамент, на котором базируется восстановление российской авиационной промышленности.

Помимо самолетов, транспортникам потребуется многое другое: от железнодорожных локомотивов до дорожно-строительной техники. Этот шанс необходимо использовать.

7. Необходимо развивать транспорт как самостоятельную отрасль. Железные дороги, порты, трубопроводы – это не просто сети, «обслуживающие» экономику. Это еще и прибыльный бизнес. Было бы глупо упускать его, отдавая на откуп странам-конкурентам.

Предстоит, в первую очередь, переориентировать отечественные экспортные потоки на российские порты. К 2015 году их производственная мощность должна увеличиться на 454 млн. тонн. Более чем в 2 раза вырастет тоннаж флота под российским флагом.

Очень важно научиться должным образом использовать транзитный потенциал. Пока, по мнению специалистов, он реализуется максимум на 10–20%. Именно поэтому исключительное значение имеют такие международные проекты, как строительство Прикаспийского газопровода; канала, связывающего Каспийский и Черноморский бассейны; модернизация трассы М5 (Москва – Челябинск), и т. д.

8. Модернизация транспорта требует стратегического планирования. Речь идет о сложных и дорогостоящих программах. Поэтому необходимо иметь план развития отрасли на длительную перспективу.

В России уже есть примеры реального применения такого подхода. Это, например, Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации, рассчитанная до 2030 года – т. е. более чем на 20 лет. Учитывая масштабы поставленных в документе задач – только длина железных дорог должна вырасти на 20 тысяч километров – подобный подход является единственно верным.

9. Проводимые преобразования должны строиться на принципе социальной ответственности.

Данная проблема имеет множество аспектов. Так, сколь бы сложные проблемы не стояли в рамках программы развития железных дорог, они не должны решаться за счет пассажиров. Очень важно и решить вопросы, связанные с высокими ценами на авиаперелеты с Дальнего Востока. Транспорт обеспечивает целостность России, и люди должны иметь максимум доступных возможностей для передвижения по всей территории страны.

Вопрос экстраординарной важности – снижение смертности вследствие ДТП. Ее предстоит сократить минимум в 1,5 раза. И это – задача ближайших трех лет.

Возможно, социальные аспекты кому‑то покажутся не столь важными, как экономические. Их трудно выразить в триллионах рублей и миллиардах тонн.

Но в действительности они, как минимум, столь же значимы, и должны решаться параллельно экономическим. Потому что в конечном счете и модернизация транспорта, и все другие преобразования нужны не просто государству. Они нужны людям.

Председатель Государственной Думы Борис Грызлов Грызлов Борис Вячеславович Грызлов
Борис Вячеславович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»