Вопросы развития промышленности Урала и Западной Сибири были в центре внимания "круглого стола", прошедшего в Госдуме 9 ноября

Вопросы развития промышленности Урала и Западной Сибири были в центре внимания «круглого стола», прошедшего в Госдуме

9 ноября 2006 года Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям провел «круглый стол» на тему: «О стратегии развития промышленности Урала и Западной Сибири».

В его работе приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, представители нефтяных, газовых, металлургических компаний.

Открывая «круглый стол», председатель Комитета Мартин Шаккум Шаккум Мартин Люцианович Шаккум
Мартин Люцианович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0120 (Красногорский – Московская область)
отметил, что именно на Урале добывается большая часть российского газа и нефти. «Для России Урал исторически выступал локомотивом промышленного и экономического развития. Этот регион и сегодня обладает значительным потенциалом», — сказан он.

По данным председателя Комитета, в Уральском федеральном округе добывается 92,2% российского газа, 68,1% нефти. Причем, на территории округа находятся почти все запасы российского природного газа, ресурсы которого составляют 26% мировых запасов, а также почти треть всех разведанных запасов нефти России.

Кроме того, сообщил М. Шаккум, в УрФО также производится около 40% общероссийского объема стали и проката черных металлов, 45% рафинированной меди и 40% алюминия, почти 10% всей отечественной машиностроительной продукции.

Между тем, в ходе дискуссии было отмечено, что в УрФО истощена минерально-сырьевая база металлургического комплекса, и это является основной проблемой промышленности Уральского региона. Так, предприятия черной металлургии Урала обеспечены собственным сырьем только на 10%. Полностью отсутствуют марганцевые и почти нет хромовых руд, которые являются важнейшими компонентами для получения легированной стали. Указывалось, что снижение рудных ресурсов может отразиться на объемах выпуска металлургической продукции, возникнет опасность импортозависимости от поставок полуфабрикатов и сырья из‑за рубежа.

Большая часть сырья в настоящее время завозится в округ. «Промышленность работает на завозном сырье», — сообщил заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Олег Демченко, представляя участникам «круглого стола» региональную программу «Урал промышленный — Урал Полярный». Программа разрабатывается для решения задач ресурсного обеспечения промышленности Урала. Предполагается, что она позволит интенсифицировать поисковые геологоразведочные работы с целью добычи полезных ископаемых в регионе.

Отметив высокий потенциал Урала по природным ресурсам, О. Демченко сказал, что в настоящее время изучено только 12% территории округа.

В рамках программы «Урал промышленный — Урал Полярный», в частности, рассматривается вопрос строительства железной дороги длиной 800 километров и автомагистрали, которые пройдут вдоль Восточного склона Уральских гор. Предполагается, что это в три раза сократит перевозку рудного сырья на Центральный Урал. Создание транспортной инфраструктуры позволит шире использовать лесопромышленный потенциал Уральского региона. Кроме того, появиться возможность экспортировать древесину глубокой переработки, в том числе, в страны Средней Азии.

В своем выступлении заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа отметил, что программа «Урал промышленный — Урал Полярный» даст возможность развивать экономику не только регионам Уральского федерального округа, но и соседним регионам. Программа является ключевым элементом проекта Стратегии развития промышленности Урала и Западной Сибири.

В ходе дискуссии участники «круглого стола» выработали рекомендации Правительству и полномочному представителю Президента в Уральском федеральном округе, под эгидой которого она разрабатывается. В частности, Правительству рекомендовано предусмотреть финансирование программы за счет средств федерального бюджета с 2008 года.

Управление по связям с общественностью и взаимодействию по СМИ