Председатель Государственной Думы Борис Грызлов
Борис Вячеславович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, открывая парламентские слушания на тему: «Основные направления налоговой политики на 2009–2011 годы в свете задач экономического развития страны», состоявшиеся 30 июня в Госдуме, сказал:
«Сегодня в Государственной Думе собрались представители государственных ведомств и крупнейших объединений бизнеса, люди, непосредственно влияющие на формирование налоговой политики государства. Поэтому сегодня мы можем продолжить дискуссию о направлениях развития отечественной налоговой системы, а может быть, даже и подведём кое‑какие её промежуточные итоги.
Прежде всего, позвольте сказать несколько слов о том, в чём я вижу задачу этих парламентских слушаний. Нет необходимости доказывать, что на сегодняшний день нам удалось создать неплохую налоговую систему и практически завершить кодификацию налогового законодательства. Учитывая, что эту работу наша страна фактически начинала с нуля, это, безусловно, огромное достижение.
Думаю, нам нужно поговорить не о достижениях, которых было, безусловно, немало, а о проблемах и недостатках, которых, к сожалению, тоже достаточно. Учитывая остроту дискуссии, а подчас и болезненность данной темы, а также её исключительную важность для решения задач, стоящих перед страной, считаю необходимым обозначить ряд принципиальных позиций партии «Единая Россия» по обсуждаемым проблемам.
Налоговая реформа является не самоцелью, а важнейшим элементом общей экономической политики государства. Лидер нашей партии Владимир Владимирович Путин, определяя стратегию развития российской экономики, обозначил необходимость реализации инновационного сценария развития, предложив использовать для этого все имеющиеся средства.
В настоящее время идёт подготовка программы социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, которая должна содержать меры по реализации предложенной стратегии.
У России просто нет альтернативы инновационному пути развития. Мы обязаны создать все условия для опережающего развития инновационной составляющей и внедрения результатов инноваций. Новые амбициозные задачи, стоящие перед страной, требуют существенной корректировки налоговой системы, которая подчас выполняет лишь задачу обеспечения доходной части бюджета. Очевидно, что этого уже недостаточно.
Налоговая система должна способствовать повышению конкурентоспособности российской экономики, росту деловой активности, ориентирована на создание максимально комфортных условий для бизнеса и перехода экономики на инновационный путь развития. Налоговая политика должна стать инструментом, стимулирующим соответствующие структурные преобразования в экономике и мотивировать приоритетные виды деятельности.
При определении пути развития налоговой системы партия подтверждает свою приверженность к снижению налоговой нагрузки как главной тенденции и важнейшему средству создания стабильной и эффективной налоговой системы.
При этом изменение размера ставок конкретных налогов может рассматриваться только в контексте общего уровня налоговой нагрузки и необходимости его снижения.
Хочу сослаться на Бюджетное Послание Президента Федеральному Собранию, которое мы получили 23 июня текущего года. Оно прямо указывает, что при определении возможности, сроков и порядка снижения налоговой нагрузки и принятии других решений в сфере налоговой политики, в том числе, направленных на повышение собираемости налогов, следует учитывать не только краткосрочный фискальный эффект от тех или иных новаций, но, прежде всего, их долгосрочные последствия для экономики, социальной сферы и доходной базы бюджетной системы.
Налоговая система, безусловно, должна быть эффективной. Никто не снимает с неё обязанности обеспечить поступление в бюджет средств, необходимых для функционирования государства и безусловного выполнения всех его обязательств.
При этом речь не идёт только о федеральном бюджете. Необходимыми средствами, а, следовательно, самостоятельными источниками доходов должны быть обеспечены регионы и муниципалитеты.
Ещё раз хочу подчеркнуть: укрепление финансовой самостоятельности регионов и муниципальных образований партия рассматривает как ключевую проблему и задачу налоговой системы.
Какие меры мы видим среди первоочередных для решения этих задач? Разработка в рамках налогового и бюджетного законодательства механизмов, стимулирующих регионы и муниципальные образования к наращиванию собственного налогового потенциала.
Закрепление на долгосрочной основе необходимых налоговых доходных источников за субъектами Федерации и муниципальными образованиями.
Исключение практики установления на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам с постепенной отменой существующих льгот по этим налогам.
Завершение реформы системы имущественных налогов, которая должна создать более справедливое перераспределение налогового бремени, снижая уровень налоговых изъятий у менее обеспеченных слоёв населения, и, увеличивая налогообложение дорогой недвижимости с тем, чтобы превратить данный налог в реальный доходный источник регионов и муниципалитетов.
Следует полностью исключить практику представления на федеральном уровне любых льгот, влекущих выпадение доходов в региональных и местных бюджетах без их полной компенсации из федерального бюджета.
Налоговая реформа не может осуществляться за счёт региональных и местных бюджетов. Какие главные задачи налоговой системы мы видим в обеспечении перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному, социально ориентированному типу развития? Здесь можно выделить три основных направления.
Первое: создание налоговой системы, позволяющей России конкурировать на рынке труда и капитала. Налоговая политика должна быть вовлечена в процесс повышения качества человеческого капитала и эффективности его использования, а также интенсивного роста отраслей, обеспечивающих развитие человеческого потенциала. Прежде всего, образования и здравоохранения.
Другим важнейшим фактором является последовательное снижение уровня налоговой нагрузки. При этом снижение налогового бремени должно происходить не только в форме снижения налоговых ставок, но и, в первую очередь, за счёт снижения административных издержек налогоплательщиков.
Второе: повышение стабильности системы налогообложения. В данном случае речь идёт не о консервации всех существующих проблем налогового законодательства, а о повышении предсказуемости налогообложения бизнеса.
Государство и налогоплательщик должны чётко осознавать, каков будет уровень налогов при определённых показателях финансово-хозяйственной деятельности. В рамках работы по достижению данной цели следует исключить из системы налогообложения факторы, снижающие эффективность планирования налоговой нагрузки. Предсказуемость объёма налогов, который уплачивает налогоплательщик, осуществляя свою хозяйственную деятельность, во многом предопределяет и доходность бизнеса, и возможность планомерного расширения предпринимательской активности.
Третье. Перераспределение налоговой нагрузки между отдельными отраслями экономики и, может быть, между разными видами хозяйственной деятельности. Необходимо обеспечить более интенсивное снижение налогового бремени в отношении несырьевых отраслей и, прежде всего, по отношению к видам деятельности высокой инновационной и инвестиционной активности, связанной с освоением новых рынков, обновлением ассортимента продукции, освоением новых технологий, созданием новых форм организации бизнеса.
Первые шаги в этом направлении сделаны. В настоящее время Государственная Дума рассматривает пакет налоговых законов, внесённых Правительством под председательством лидера нашей партии. Не буду подробно останавливаться на их содержании, они широко освещались в прессе, замечу лишь, что в них содержатся многие положения, которые предлагала «Единая Россия», направленные на решение вышеуказанных задач, но не находившие в прошлом поддержки Правительства.
Многие из этих предложений являются результатом тесного сотрудничества партии с крупнейшими организациями бизнес-сообщества, такими как РСПП, «Деловая Россия», «Опора России». Уверен, что эти законы будут приняты Государственной Думой до окончания весенней сессии, то есть в среду и в пятницу, а наше плодотворное сотрудничество с этими организациями будет успешно продолжаться.
Не хочу отнимать у участников слушаний слишком много времени, очень важно, чтобы здесь успели прозвучать все точки зрения, тем не менее, не могу не остановиться ещё на двух, может быть, самых болезненных вопросах: налоговое администрирование и НДС.
Вынужден констатировать: проблема качества налогового администрирования по‑прежнему остаётся актуальной. Несмотря на принятые два года назад поправки в Налоговый кодекс, направленные на его улучшение, правоприменительная практика, как бы это помягче сказать, нередко не соответствует нормам действующего законодательства. Порой налогоплательщики сталкиваются с откровенными злоупотреблениями со стороны налоговых органов при осуществлении процедур налогового контроля. А налоговое законодательство по‑прежнему не содержит нормы, в которых бы тщательно прописывались правовые последствия нарушений установленных процедур контроля.
Я помню, что такие предложения вносились два года назад, но не были поддержаны Министерством финансов. Не пора ли нам снова к ним вернуться? Думаю, что одновременно следует рассмотреть вопрос и об установлении ответственности должностных лиц налоговых органов за подобные нарушения и уж, тем более, за привлечение к ответственности заведомо невиновных.
Кстати, уверен, без контроля со стороны гражданского общества нам эту задачу будет решить очень трудно. И здесь, мне кажется, что, используя возможности своих региональных организаций, «Единая Россия» как крупнейшая политическая партия может организовать постоянный мониторинг применения налогового законодательства, поскольку основные проблемы в налоговой сфере связаны, как правило, не с качеством закона, а с тем, как он применяется на практике.
Несколько слов о НДС. Снижение НДС следует рассматривать в контексте позиции партии о необходимости последовательного снижения общего уровня налоговой нагрузки, и эта наша позиция остаётся неизменной. Однако значение НДС для бюджета столь велико, что принятие подобного решения, безусловно, должно основываться на самом тщательном анализе последствий и необходимости полных и объёмных расчётов.
Между тем, следует отметить, что проблемы НДС возникли не сегодня и в значительной степени являются результатом игнорирования справедливых требований бизнеса, всех добросовестных налогоплательщиков навести, наконец, порядок с администрированием этого налога. Необходимо констатировать тот факт, что многие меры, предпринятые в ходе налоговой реформы, не были доведены до конца, именно в отношении НДС ощущаются особенно остро.
Так, например, нерешённость проблем с возмещением экспортного НДС, отсутствие действенных налоговых стимулов инвестиционной и инновационной деятельности, отсутствие стимулов для технического перевооружения и обновления основных фондов создают реальные препятствия для обеспечения высоких темпов экономического роста.
Приведу лишь один пример. Мы давно уже предлагаем освободить от НДС ввозимое из‑за границы технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в Российской Федерации. Самое нелепое состоит в том, что в соответствии с пунктом 7 статьи 150 Налогового кодекса то же самое оборудование освобождается от НДС, но только, если оно ввозится в качестве вклада в уставные капиталы организаций. Зачем же мы сами заставляем бизнес искать какие‑то схемы?
Чрезвычайная сложность, а зачастую невозможность получить возмещение, установленные законом вычеты приводит к тому, что огромные средства налогоплательщиков на длительное время замораживаются, а порой и просто теряются. НДС давно стал кормушкой для коррумпированных чиновников. Ещё не так давно в газетах можно было прочитать объявление: «Возвращаю НДС за 20–30 процентов». Сегодня объявления печатать перестали. Но это пока лишь одно из немногих достижений в этой области.
Бизнес долго просил государство навести порядок с администрированием НДС. И, видимо, потеряв надежду, стал требовать его снижения. Если уж всё равно средства замораживают, так хоть пусть ставка будет уменьшена. Вот логика бизнеса.
Сегодня руководством страны даны необходимые поручения провести все расчеты, связанные с НДС, и срок поставлен — август месяц. Думаю, при совершенствовании НДС необходимо также серьёзно скорректировать действующий порядок определения налоговой базы, а также порядок исчисления и уплаты налога. Для этого на законодательном уровне пора, например, решить ряд следующих вопросов.
Следует привести категорию «налоговая база» в соответствие с объектом налогообложения, исключив из налоговой базы авансы для всех налогоплательщиков.
В 2005 году задача по освобождению от налогообложения полученных авансов была решена только для организаций с длительным технологическим производственным циклом. И то надо сказать, что решение было принято, но реализовывалось оно весьма неудачно.
Давайте, наконец, освободим налогоплательщиков, использующих для оплаты приобретенных товаров, работ и услуг неденежные формы, то есть бартер, от обязанностей перечислять своим контрагентам реальные суммы налогов.
Упростим порядок подтверждения нулевой ставки налога и последующего возмещения НДС. Я перед парламентскими слушаниями посмотрел объём, который в Налоговом кодексе распространяется на необходимость доказательства нулевой ставки. Это 15 страниц текста. Это тот объём, который необходимо изучить, чтобы обосновать нулевую ставку. Пришло время упростить порядок подтверждения нулевой ставки.
Пора отказаться от нормы статьи 169 Налогового кодекса, согласно которой любое, даже самое незначительное нарушение правил заполнения счета-фактуры влечёт за собой утрату права на налоговый вычет. Счет-фактура предъявляемый для вычета, должен признаваться недействительным только в случае не заполнения или неверного заполнения тех показателей операций, которые имеют существенное значение для целей налогового контроля.
Давайте уточним методологию ведения книги покупок и книги продаж с целью исключения сложившейся практики по даче многочисленных уточненных деклараций по одному и тому же налоговому периоду.
Совершенствование системы налогового контроля за уплатой налога на добавленную стоимость должно сопровождаться уточнением порядка проведения камеральных проверок налоговых деклараций, в которых заявлена сумма к возмещению.
В частности, целесообразно разрешить налоговым органам по итогам налоговой проверки одной декларацией выносить два решения, одно в отношении тех сумм, которые не вызвали у налоговых органов сомнений в правомерности принятия к вычету. Второе — в отношении сумм, по которым налоговые органы посчитали заявленные вычеты необоснованными. Эта мера снизит объём не возмещаемых сумм НДС, по которым у налоговых органов и налогоплательщиков нет спора.
Сегодня, к сожалению, налоговые органы могут вынести только одно решение. Если из 100 процентов заявленных сумм, например, 90 процентов не вызывают каких‑то проблем и споров, а 10 являются спорными, не возвращаются все 100 процентов заявленных сумм.
Думаю, надо законодательно позволить налоговым органам выносить два решения, а со спорными суммами продолжать работу. Следует подумать также об исключении из объекта налогообложения такого объекта, как строительно-монтажные работы для собственного потребления. Налогообложение данного вида внутрихозяйственной операции не имеет никакого экономического смысла, кроме фискального. Но на практике с этим видом объекта налогообложения возникает масса проблем, препятствующих развитию организациями собственной материально-технической базы.
Считаю важным обратить внимание на то, что любые изменения НДС не должны привести к удорожанию социально-значимых товаров, которые сегодня облагаются по льготной ставке».