Комитет по образованию провел парламентские слушания на тему: Начальное и среднее профессиональное образование в России: законодательное регулирование и перспективы».
В дискуссии приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители министерств и ведомств, органов власти субъектов Федерации, руководители учреждений начального и среднего профобразования.
Председатель Комитета Григорий Балыхин
Балыхин
Григорий Артёмович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
сообщил, что система начального и среднего профобразования насчитывает более 6 тысяч колледжей, техникумов, профессиональных лицеев и училищ, в которых около четырех миллионов человек обучаются почти тремстам профессиям и 250 специальностям. 90 процентов учреждений начального и 60 процентов учреждений среднего профобразования находятся в ведении субъектов Федерации.
Г.Балыхин, указав на отсутствие стратегического видения развития и модернизации начального и среднего профобразования, акцентировал внимание участников слушаний на ряде проблем, в числе которых неудовлетворительное состояние материально-технической, учебно-лабораторной и учебно-производственной базы колледжей, техникумов, лицеев и училищ, низкий статус педагогических работников и низкий уровень социальной защиты обучающихся.
Председатель Комитета также отметил, что, несмотря на принятый закон о взаимодействии бизнеса, объединений работодателей с учреждениями профессионального образования, работодатели — потенциальные потребители специалистов — не принимают должного участия в разработке стандартов, образовательных программ, в организации практики, переоборудовании учебных заведений. По словам Г.Балыхина, необходимо продумать систему стимулов для работодателей.
Заместитель Председателя Госдумы Светлана Журова
Журова
Светлана Сергеевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 111 (Всеволожский – Ленинградская область)
, приветствуя участников слушаний, обратила их внимание на проблему начального и среднего технического профобразования. «Материальная база исхудала, часть учебных заведений распроданы и перепрофилированы, — сказала она. — Раньше заказ на специалистов формировало государство, с начала 90-х учебные заведения стали самостоятельно определять направления деятельности. Мы получили избыток гуманитариев и резкий недостаток специалистов технического профиля, рабочих, которые нужны на промышленных предприятиях». По словам С.Журовой, во многом это связано с тем, что подготовка по таким специальностям является более затратной. Так, для подготовки одного токаря нужно около 70 тысяч рублей в год.
«Мы потеряли ступенчатую систему подготовки кадров, — сказала С.Журова. — Доходит до парадокса: крупные предприятия завозят специалистов из‑за пределов Российской Федерации по вахтовому методу. Это не выход. К счастью, многие начинают это понимать. Необходимо поднимать престиж рабочих профессий с помощью нормальных условий труда, достойной зарплаты и социальных гарантий. Квалифицированных рабочих имеют те предприятия, которые готовы учить и предлагать социальные гарантии. Многие из наших ПТУ и техникумов словно застыли в прошлом веке. Их необходимо развернуть в сторону современной экономики, рынков труда».
Заместитель председателя Комитета по образованию Виктор Шудегов
Шудегов
Виктор Евграфович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
отметил низкий уровень бюджетного обеспечения учреждений начального и среднего профобразования. По его словам, финансирование не превышает 40–50 процентов от необходимых потребностей. «Первой жертвой» становится материально-техническая база, моральный износ которой составляет 75–80 процентов. Выпускники не могут работать на современном оборудовании, не знакомы с современными технологиями. Кроме того, практически приостановлено капитальное строительство и реконструкция учреждений НПО и СПО.
Затронув проблему социальной защиты обучающихся, В.Шудегов отметил, что у 70 процентов обучающихся родители получают зарплату ниже прожиточного минимума. Число детей-сирот, обучающихся в профтехучилищах, возросло более чем в три раза и составляет более 7 процентов от общей численности обучающихся. при этом стипендия в 315 рублей не может разрешить ни одной проблемы обучающегося: ни питания, ни проживания, ни оплаты транспортных расходов. Отсутствует фонд материальной поддержки нуждающихся.
Многие работодатели, по словам В.Шудегова, готовы оказать поддержку таким учреждениям. Но их останавливает фактически двойное налогообложение.
Еще одной проблемой стала отмена отсрочки от армии для выпускников средней школы, продолжающих обучение в ссузах. Это «может парализовать деятельность многих техникумов и колледжей», так как «до 40 процентов студентов-юношей будут призваны на военную службу».
В.Шудегов предложил увеличить в полтора-два раза финансирование государственных учреждений начального и среднего профобразования. Не менее чем вдвое следует увеличить фонд оплаты труда, а стипендия в системе НПО и СПО должна составлять не менее 80 процентов от стипендии студентов вузов. По словам В.Шудегова, необходимо предусмотреть в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2009–2011 годах не менее 3,6 млрд. рублей на государственную поддержку подготовки рабочих кадров и специалистов и установить ежемесячные доплаты не менее трех тысяч рублей мастерам производственного обучения и преподавателям специальных дисциплин.
Заместитель министра образования и науки Юрий Сентюрин, характеризуя состояние системы среднего профобразования, указал на устойчивое несоответствие структуры и масштабов подготовки кадров потребностям экономики. «Сорок процентов выпускников системы среднего профессионального образования — это экономисты и юристы, лишь восемнадцать процентов подготовлены для работы в промышленности. Средняя профессиональная школа перестала быть кузницей кадров, обеспечивающих развитие экономики страны», — констатировал он.
Качество подготовки кадров в системе начального профессионального образования, по словам Ю.Сентюрина, не соответствует запросам работодателя. «Дело здесь не только в устаревшей материально-технической базе, но и в требованиях к уровню квалификации выпускника, который задают образовательные стандарты, — пояснил Ю.Сентюрин. — Они, как правило предписывают подготовку по третьему разряду. В итоге из стен ПТУ и профлицеев выходят рабочие, которых нужно доучивать на производстве».
Ю.Сентюрин сообщил также, что Министерство ввело новый перечень специальностей, согласно которому с 2010 года подготовка по шести специальностям юридического и экономического профиля будет исключена. В течение 2008–2010 годов предстоит разработать и ввести в действие федеральные образовательные стандарты нового поколения для НПО и СПО. Их будут готовить совместно с работодателями, что позволит связать воедино основные функции трудовой деятельности и необходимые требования к профкомпетенции выпускника.
Президент Союза директоров средних специальный заведений Виктор Демин, отметив позитивные тенденции в развитии системы, сказал, что проблем остается много. В условиях усиливающейся конкуренции между формами и уровнями образования, снятие отсрочек от призыва приведет к тому, что многие молодые люди откажутся идти в учреждения среднего профобразования и предпочтут им вузы, где отсрочка сохранена.
Председатель Совета директоров учреждений начального профессионального образования Алексей Судленков высказался против радикального сокращения сроков обучения в учреждениях начального профобразования.
Председатель Комитета по социальной политике Законодательного Собрания Алтайского края Ирина Солнцева акцентировала внимание на проблеме сельских ПТУ. «Когда‑то в сельских ПТУ была самая современная техника, — сказала она. — Сегодня один современный трактор и зерноуборочный комбайн стоит не менее пяти миллионов рублей, и о нем можно только мечтать». По ее словам, реанимацию материально-технической базы начального и среднего профобразования следует возвести в ранг национального проекта.
Заместитель председателя РСПП Андрей Свинаренко предложил предусмотреть для работодателей налоговые льготы. «Все ресурсы, которые высвободятся за счет снижения НДС, в первую очередь, в отраслях с высокой добавленной стоимостью, будут направлены на инновации, в том числе на начальное и среднее профессиональное образование.
Заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин
Смолин
Олег Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 140 (Москаленский – Омская область)
считает, что бюджет образования за три года должен быть увеличен вдвое. Необходимо также установить федеральный норматив финансирования, и тем регионам, которым не хватает денег, доплачивать на его реализацию из федерального бюджета. Для обновления оборудования О.Смолин предложил вернуть льготы по налогу на прибыль для образовательных учреждений и их спонсоров. Он также предложил поэтапно приравнять работников системы образования к государственным служащим по зарплате и социальным гарантиям, зарплату мастеров производственного обучения вывести на уровень мастеров-производственников соответствующей квалификации, вернуть отсрочки от армии для обучающихся ссузов, а стипендии учащимся НПО и СПО «для начала поднять до половины прожиточного минимума». Депутат также предложил свой вариант решения проблем обновления учебников и организации питания.
Участники слушаний выработали ряд конкретных законодательным и исполнительным органам государственной власти. В частности, предложено разработать стратегию развития начального и среднего профессионального образования и обеспечить ее реализацию на законодательном уровне.