Комитет по образованию, Комитет по культуре провели парламентские слушания на тему: «О состоянии и мерах по развитию системы дополнительного образования детей».
В дискуссии приняли участие депутаты, представители федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, руководители учреждений дополнительного образования детей, представители Общественной палаты, общественных организаций.
Открывая слушания, заместитель Председателя Госдумы Светлана Журова
Журова
Светлана Сергеевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 111 (Всеволожский – Ленинградская область)
заметила, что системе дополнительного образования детей в России 90 лет и за эти годы «несколько поколений прошли через дома пионеров, дворцы творчества, детско-юношеские спортивные школы, художественные, музыкальные». Система дополнительного образования детей, по словам С.Журовой, помогает сохранить уникальность ребенка в постоянно меняющемся социальном окружении, удовлетворить его потребность в познании себя, осмыслении своего «я», формирует сопротивляемость личности в непростой действительности.
С.Журова отметила немалую роль системы дополнительного образования в профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних.
«С открытием каждого нового учреждения дополнительного образования расширяется пространство детского благополучия», — сказала она.
По словам С.Журовой, в действующем законодательстве существуют определенные пробелы, связанные с регулированием и стимулированием развития дополнительного образования. Среди «самых очевидных проблем» заместитель Председателя Госдумы назвала низкую зарплату работников детских кружков и секций, из которых почти половина — 46 процентов — мужчины.
Председатель Комитета по образованию и науке Григорий Балыхин
Балыхин
Григорий Артёмович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, который вел слушания, признал, что система детского дополнительного образования является одной из главных составляющих российского образования. Он сообщил, что в России функционирует около 18 тысяч учреждений дополнительного образования, в которых занимаются более 11 миллионов детей, работают около миллиона педагогов. Характеризуя состояние системы, Г.Балыхин отметил ее многопрофильность, вариативность реализуемых образовательных программ, высокую воспитательную составляющую.
Заместитель министра образования и науки Юрий Сентюрин рассказал об основных направлениях государственной политики в сфере дополнительного образования детей и перспективах развития системы дополнительного образования. По его информации, сеть дополнительных образовательных учреждений за 10 лет увеличилась на 1300 учреждений. Развитие системы идет по шести направлениям: художественное (156 тысяч объединений и кружков), физкультурно-оздоровительное (12 тысяч отделений по 120 видам спорта), эколого-биологическое, туристско-краеведческое, военно-патриотическое, техническое творчество. Уровень подготовки педагогов в системе детского дополнительного образования, по оценке Ю.Сентюрина, довольно высок. Высшее образование имеют около 80 процентов педагогов. Коснувшись вопроса о материально-технической базе учреждений системы, заместитель министра сообщил, что в 2006–2007 году во многих зданиях и учреждениях был сделан капительный ремонт, уменьшилось количество зданий, находящихся в аварийном состоянии. Еще 562 учреждения требуют капитального ремонта.
Предложив законодательно закрепить государственные гарантии прав граждан России на получение качественного и доступного дополнительного образования, Ю.Сентюрин сообщил, что в 2008–2009 годах министерство будет работать над критериями оценки эффективности дополнительного образования для муниципальных и государственных учреждений. Планируется провести мониторинг развития системы в современных социально-экономических условиях, разработать рекомендации по использованию новых организационно-правовых форм учреждений и рекомендации по новой системе оплаты труда педагогов. Предполагается также разработать современные формы и методы проведения общественно-государственной оценки состояния дополнительного образования детей.
Заместитель председателя Комитета по образованию Ирина Роднина
Роднина
Ирина Константиновна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 118 (Дмитровский – Московская область)
отметила: «Такой системой дополнительного образования, которая существовала в нашей стране и до сих пор еще остается, не располагает ни одно государство». Она отметила, что занятие одного ребенка в спортивной школе обходится в 10–15 тысяч рублей в год, а содержание одного ребенка в исправительных учреждениях — 130–150 тысяч рублей в год.
«В центре фигурного катания в США, где я работала, были программы, где 40 процентов детей проходили реабилитацию после наркомании и алкоголизма. До 14 процентов детей были из семей, в которых идут бракоразводные процессы. У нас пока таких программ нет», — сказала И.Роднина.
По ее мнению, необходимо создавать спортивные клубы в образовательных учреждениях. Должны быть разработаны правовые акты, гарантирующие право на бесплатное дополнительное образование. В первую очередь следует защитить права детей из малообеспеченных семей, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, а также детей, проживающих в сельской местности. Нужны нормативы финансирования, учитывающие не только расходы на оплату специалистов, но и на приобретение необходимого инвентаря и оборудования, транспортные расходы, повышение квалификации и переподготовку специалистов. Требуется изменение в закон о благотворительности, определяющее механизм привлечения внебюджетных средств. Это, по словам И.Родниной, позволит активнее совершенствовать материально-техническую базу и привлекать высококвалифицированных специалистов.
Первый заместитель председателя Комитета по культуре Елена Драпеко
Драпеко
Елена Григорьевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 214 (Северо-Восточный – город Санкт-Петербург)
обратила внимание участников парламентских слушаний на то, что уникальная система российского художественного образования не вписывается полностью в действующее правовое поле законодательства об образовании. По действующему закону об образовании детские музыкальные и хореографические школы, школы искусств отнесены к системе дополнительного образования, наравне с курсами, домами детского творчества, станциями юных техников, у которых совершенно другие функции. Принципиальным отличием детских школ искусств является то, что их работа ведется на основе образовательных программ, учебных планов, классно-урочной системы, с аттестацией, выпускными экзаменами.
«Система художественного образования не является системой дополнительного образования, — сказала Е.Драпеко. — Это первая ступень профессионального образования в сфере искусств». Специфика школ искусств, по словам Е.Драпеко, должна быть отражена в законе.
Говоря о проблеме нехватки и «старения» кадров, Е.Драпеко сообщила, что в системе детских школ искусств работает более 120 тысяч человек. Большинство из них — люди пенсионного и предпенсионного возраста.
Заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин
Смолин
Олег Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 140 (Москаленский – Омская область)
считает, что учреждения дополнительного образования по статусу и условиям финансирования должны быть поставлены в равное положение с учреждениями, реализующими основные образовательные программы, а педагог дополнительного образования по статусу, социальным гарантиям, зарплате должен быть в равном положении с педагогом, реализующим основные образовательные программы. Депутат также высказался за поэтапное приближение зарплаты педагогических работников к зарплате государственных служащих.
Напомнив, что в ближайшие три года расходы на образование должны вырасти более, чем на 20 процентов, а расходы на правоохранительные структуры — на 45 процентов, О.Смолин сказал: «Может, лучше вложить деньги в дополнительное образование детей, чтобы меньше вкладывать в борьбу с малолетними преступниками?»
По мнению участников парламентских слушаний, необходимо наделить работников детских школ искусств и спортивных секций правом на досрочную пенсию. Одновременно признано нецелесообразной интенсификация перевода учреждений дополнительного образования детей в автономные учреждения.
По итогам обсуждения выработаны рекомендации Правительству, Министерству образования и науки, Министерству культуры, Министерству спорта, туризма и молодежной политики, органам исполнительной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления.
Министерству образования и науки, в частности, предложено рассмотреть возможность дополнительной государственной поддержки системы дополнительного образования в рамках федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы. Региональным органам власти и органам местного самоуправления предусматривать увеличение объемов финансирования учреждений дополнительного образования детей.
Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ