19 октября состоится круглый стол на тему: «Правовой статус историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов. Совершенствование законодательного регулирования».
Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176 утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, в том числе раздел «Историко-культурные музеи-заповедники и музейные комплексы», в который включены музеи-заповедники и их филиалы. Данный Указ был принят до вступления в силу Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и опирался на правовые нормы, установленные Законом РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры», согласно которому ансамбли и комплексы памятников истории и культуры, представляющие особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, могут быть объявлены историко-культурным заповедниками, государственная охрана которых осуществлялась на основании особого о каждом из них положения.
Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» историко-культурные заповедники признаны особой формой достопримечательного места. Согласно данному закону содержание историко-культурного заповедника, в зданиях и сооружениях которого находятся исторические и художественные ценности, музейные предметы, подлежащие хранению и публичному показу, регулируется наряду с законодательством об объектах культурного наследия Федеральным законом от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».
В соответствии с Федеральным законом от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» музей — некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также для достижения иных целей, определенных указанным Федеральным законом. При этом музей-заповедник определен как музей, которому в установленном порядке предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами, отнесенными к историко-культурным заповедникам, или ансамблями.
Таким образом, возникла правовая коллизия, согласно которой историко-культурный музей-заповедник, являясь учреждением культуры, не может быть зарегистрирован в едином реестре объектов культурного наследия.
Комитет по культуре подготовил проект федерального закона, который позволит разрешить данную коллизию, и предлагает обсудить ее на круглом столе с участием представителей Министерства культуры Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, директоров историко-культурных музеев-заповедников, а также представителей органов охраны культурного наследия субъектов Российской Федерации и общественных организаций в области охраны объектов культурного наследия.
НЬЮСМЕЙКЕРЫ: Председатель Комитета по культуре Станислав Говорухин
Говорухин
Станислав Сергеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, заместитель председателя Комитета по культуре Александр Шолохов
Шолохов
Александр Михайлович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, первый заместитель председателя Комитета по культуре Елена Драпеко
Драпеко
Елена Григорьевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 214 (Северо-Восточный – город Санкт-Петербург)
.
Место и время: зал 830; 11.00.
КОНТАКТЫ: Ольга Тинина (495) 692–45–11.