Комитет по энергетике рекомендовал к первому чтению проект бюджета 2018 – 2020 годов при условии последующей доработки

Комитет Государственной Думы по энергетике на очередном заседании 10 октября рассмотрел проект федерального закона №274618-7 «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» в части параметров, касающихся развития ТЭК.

Ряд параметров, заложенных в бюджет страны, вызвал у депутатов замечания, которые нашли свое отражение в заключении Комитета на законопроект, принятом по итогам дискуссии.

Прежде всего, по мнению Комитета по энергетике, в документе существенно занижены планы по доходам нефтегазового сектора. Связано это с пессимистическим прогнозом Минфина России о том, что после кратковременного повышения в 2017 году из‑за действия соглашения по ограничению добычи цены на энергоносители на мировом рынке вернутся к равновесному уровню (порядка 40 долларов за баррель нефти марки Urals). Однако по данным Минэнерго России, действие соглашения по ограничению добычи нефти между странами ОПЕК и не ОПЕК будет продлено и на следующий год. Это позволяет рассчитывать, что в 2018 году цена этой марки нефти будет значительно превышать 40 долларов США за баррель.

Кроме того, несмотря на сокращение добычи нефти в 2017 году и планы по снижению в течение прогнозного периода доли нефтегазового сектора в структуре ВВП, реально происходит рост экспорта газа, нефти и нефтепродуктов за счет увеличения глубины переработки нефти, что позволит сектору дать больше средств в бюджет.

Беспокойство Комитета по энергетике вызывает и налогообложение нефтегазового комплекса. В качестве ключевого принципа налоговой политики на трехлетний период заявлен принцип фискальной нейтральности – не повышение совокупной фискальной нагрузки для добросовестных налогоплательщиков. Расширение доходной базы бюджета планируется обеспечивать за счет улучшения собираемости и качества администрирования налогов, повышения отдачи от государственных активов, создания стимулов к инвестициям и повышению эффективности работы отраслей.

При этом в случае с нефтегазовой отраслью предполагается дальнейший рост налоговой нагрузки. Если для нефтедобычи предусмотрено определенное стимулирование за счет введения системы налогообложения — налога на добавленный доход (НДД) — для пилотных объектов, то в случае же с газовой отраслью таких стимулов нет. Особенно ощутимо рост налоговой нагрузки может сказаться на деятельности ПАО «Газпром».

«В условиях низких цен на газ на внешнем рынке и стабилизации цен на внутреннем оптовом рынке, это может отрицательно отразиться на инвестиционной деятельности компании, несущей большую экономическую и социальную нагрузку и во многом являющейся отраслеобразующей. Нефтегазовый комплекс был и остается драйвером развития всей экономики страны, одним из основных поставщиков валютных поступлений в бюджет и заказов для многих других отраслей промышленности. В нынешних сложных условиях мы должны подходить к его налогообложению крайне деликатно, чтобы не нарушить его устойчивого развития», — заявил председатель Комитета по энергетике Павел Завальный Завальный Павел Николаевич Завальный
Павел Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 222 (Ханты-Мансийский – Ханты-Мансийский автономный округ - Югра)
.

По его словам, «Комитет вновь поднимает вопрос о крайне низком уровне бюджетного финансирования подпрограммы „Энергосбережение и повышение энергетической эффективности“ Государственной программы „Энергоэффективность и развитие энергетики“. Законопроектом опять запланирована полная отмена предоставления субсидии субъектам Федерации на реализацию проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

Низкий уровень выделения бюджетных средств на данную подпрограмму ставит под вопрос достижение её целей и задач. Прежде всего, речь идет о невозможности достижения заданного уровня снижения энергоемкости ВВП к 2030 году. В связи с этим Комитет рекомендует «актуализировать индикаторы Госпрограммы „Энергоэффективность и развитие энергетики“ и предусмотреть выделение в 2017 и 2018 – 2020 годах необходимых средств из федерального бюджета на реализацию проектов мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Такое решение, убеждены депутаты, будет соответствовать положениям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2014 г. № 754. Предложение Комитета уже нашло свое отражение в итоговом решении Президиума Совета законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации.

Также на заседании Комитета в очередной раз поднимался вопрос о бюджетной поддержке угольщиков: предоставлении бесплатного пайкового угля и социальных доплат к пенсиям шахтерам, высвобожденным в связи с реструктуризацией отрасли. Такие меры поддержки существовали в течение 10 лет, однако в 2014 году были отменены. Отмечалось, что в адрес депутатов поступают многочисленные обращения из угольных регионов страны, в которых прямо указывается на социальную несправедливость по отношению к многочисленной группе бывших работников организаций угольной промышленности. Социальная напряженность усугубляется тем, что эти люди относятся к наименее защищенным и обеспеченным категориям граждан. Комитет считает, что восстановление права на получение бесплатного пайкового угля и предоставление дополнительного пенсионного обеспечения будет способствовать обеспечению социальной стабильности в угледобывающих регионах страны.

В целом, Комитет по энергетике считает проект федерального закона № 274618–7 в части вопросов своего ведения соответствующим требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и принципам, сформулированным в Послании Президента России Федеральному Собранию, и поддерживает его принятие в первом чтении с учетом высказанных замечаний.