Финансирование отраслевых вузов: Комитет подвел итоги прошедших парламентских слушаний

Комитет по образованию и науке на заседании 19 сентября подвел итоги парламентских слушаний о совершенствовании механизмов финансирования отраслевых вузов. Слушания состоялись в Госдуме 20 июля.

В итоговом документе отмечено, что в России более 500 государственных вузов и около половины из них принято относить к отраслевым.

По словам председателя Комитета Вячеслава Никонова Никонов Вячеслав Алексеевич Никонов
Вячеслав Алексеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, переход от бюджетного финансирования вузов к нормативно-подушевому с применением коэффициентов дифференциации привел к снижению общего объема финансирования значительного числа высших учебных заведений.

По данным Российской ассоциации исследования образования, недельные затраты на одного студента в рамках субсидии по выполнению госзадания у разных вузов могут различаться более чем в четыре раза.

В вузах с низкими удельными затратами субсидия практически полностью уходит на покрытие расходов по оплате труда. При этом вузы, финансовое положение которых заметно осложнилось, сосредоточены в основном в экономически слабых и дотационных регионах.

Система корректирующих коэффициентов, введенная для смягчения последствий перехода на нормативно-подушевое финансирование, в качестве критериев предусматривает право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, высокий балл ЕГЭ, научный потенциал организации. В результате сельскохозяйственные вузы и те, что находятся в дальних регионах, оказываются недофинансированы. При этом отраслевая специфика не учитывается.

«Не выделяются в полной мере средства на повышение зарплат в отраслевых вузах, что ведет к значительному сокращению профессорско-преподавательского состава и повышению нагрузки на оставшихся сотрудников, — констатировал В.Никонов. — Не финансируется учебно-экспериментальная база и текущее содержание имущества. При этом 70% аудиторных фондов введено в эксплуатацию 50 и более лет назад и нуждается в капитальном ремонте. Уже выдано предписаний руководителям вузов от пожарных и санитарно-эпидемиологических служб на 51 млрд. рублей. Эти средства нигде никаким образом не предусмотрены. Между тем, неуплата штрафов означает уголовное преследование руководителей вузов, которые не виноваты, что здания разрушаются по причине недофинансирования».

По состоянию на 1 января 2017 года бюджетные ассигнования вузам на 10–12% ниже аналогичных показателей 2016 года.

«Вузы не финансируются даже в том объеме, который предусмотрен действующими нормативами, — заметил В.Никонов.

Он сообщил, что по линии Министерства сельского хозяйства недофинансирование превышает 3 млрд. рублей, по линии Минкультуры — более чем два млрд. рублей, Минздрава — 5 млрд. рублей, Минспорта — 974 млн. рублей, Минтранспорта — 864 млн. рублей.

Федеральное агентство воздушного транспорта недофинансирует свои вузы более чем на миллиард рублей, Федеральное агентство железнодорожного транспорта — на 980 млн. рублей, а вузы, подведомственные Минобрнауки недофинансированы на 26,8 млрд. рублей.

В.Никонов напомнил, что 17 февраля Госдума направила официальное обращение Председателю Правительства, в котором выразила обеспокоенность усилившейся дифференциацией финансирования отраслевых вузов. Формального ответа депутаты пока не получили.

«Известно, во всяком случае, что Председатель Правительства дал поручение министру финансов. Надеемся, все вопросы будут решены», — сказал председатель Комитета, одновременно призвав и сами вузы подключиться к работе по совершенствованию финансирования, в том числе по корректировке коэффициентов.

По итогам слушаний Правительству рекомендовано при работе над бюджетом 2018 года обеспечить финансирование отраслевых вузов на уровне не ниже действующих нормативов, предусмотрев средства на капремонт и обновление лабораторного фонда.

В обширных рекомендациях, адресованных также и отраслевым министерствам, предложено принять стратегию развития высшего образования на долгосрочный период, определив в ней перспективы развития отраслевых учебных заведений, и концепцию территориального развития вузов, основанную на стратегии развития отраслей экономики.