Уважаемые коллеги!
Сегодня мы с вами завершаем работу второй сессии Государственной Думы.
Осенью прошлого года мы с вами определили приоритеты. Это, в первую очередь, повышение качества законотворчества, эффективность представительных полномочий, совершенствование форм парламентского контроля. И в своем выступлении подведу итоги работы по решению именно этих задач.
Хочу подчеркнуть, что наши действия по этим направлениям, во‑первых, тесно взаимосвязаны. Решая задачу повышения качества законотворчества, в первую очередь, нам необходимо было создать атмосферу открытого дискуссионного состязательного обсуждения законопроектов. И можно здесь, как раз, как пример привести, вот, рассмотрение непростого законопроекта, который только что был нами принят. Нам важен такой разговор, потому что через этот разговор мы многое можем сделать с вами для того, чтобы качество законопроектов улучшалось, ну, и, конечно, улучшился контроль за реализацией наших законов.
Решая задачу повышения качества законотворчества, в первую очередь, нам с вами, конечно, надо учитывать необходимость вот такого диалога. Нам необходим диалог. Мы с вами должны слышать друг друга, потому что, если мы будем слышать друг друга, и если мы будем слышать представителей Правительства, которые практически на 50% формируют нам пакет законодательных инициатив, у нас многое может получиться в плане принятия именно качественных законопроектов. Нам нужно слышать других субъектов законодательной инициативы — членов Совета Федерации, региональные законодательные собрания. Но решения должны приниматься, исходя уже из тех обязательств, которые каждый из нас взял перед избирателями, и которые каждый из нас имеет перед своей страной, с тем, чтобы эти законы, которые мы с вами принимаем в такой обстановке, были, безусловно, работающими и решали проблемы населения и нашей страны.
Поэтому, коллеги, хочу буквально несколько слов сказать, учитывая, что эта тема зачастую звучит в средствах массовой информации о том, что в Думе улучшилась дисциплина. Это, действительно, так. Но главное всё‑таки не дисциплина, а главное – рост активности депутатов Государственной Думы при рассмотрении обсуждаемых вопросов и тем. Конечно, нам нужно к этому тоже себя готовить и нужно к этому привыкать. Потому что зачастую мы считаем, что можно не тратить время на те обсуждения, которые кто‑то из нас считает, что они понятные, но если есть хотя бы один наш коллега, который видит эту проблему со своей точки зрения, мы должны с вами научиться слышать его аргументы. И, возможно, мы многие вопросы будем видеть уже под другим углом зрения, под другой точкой зрения. Вот об этом я хотел сказать.
Поэтому было бы правильно сделать системой проведение парламентских слушаний перед вторым чтением, по наиболее социально значимым инициативам, как это было при рассмотрении закона о реновации, закона об обманутых дольщиках. Мы сегодня с вами, как раз, приняли закон, который оградит участников долевого строительства от проблем, которые несёт в себе, в том числе недобросовестный застройщик. И эта тема очень важная, потому что правильно сказал наш коллега Сидякин, подчеркнув, что количество дольщиков растёт, и этот рост, он нас не может не волновать. Поэтому мы приняли закон, который подведёт черту, и у нас не должно быть больше обманутых дольщиков, потому что тот механизм, который предложен, он позволит приходить на помощь именно через институты, нами созданные, к тому человеку, который попал в эту непростую ситуацию, инвестировав средства в компанию, которая обанкротилась.
Поэтому, коллеги, большие парламентские слушания должны проходить с участием непосредственно граждан, что, собственно, мы и сделали, когда проводили эти слушания. И мы видим, что наши избиратели заинтересованы в таком диалоге, в таком прямом общении, и мы с вами должны быть к нему готовы. Если вы поддержите такую форму, мы её дальше будем реализовывать и по другим вопросам, которые волнуют граждан, по актуальной повестке. И, конечно, это должно обязательно привести и к качественному изменению.
Но, коллеги, согласитесь, что данный подход, он обязательно скажется на количестве принимаемых решений, потому что мы будем с вами больше времени уделять обсуждению, а это значит, у нас с вами меньше времени будет оставаться на рассмотрение других законов, иными словами, пострадает количество. Но если вы примите решение и согласитесь, что для нас, в первую очередь, всё‑таки важно качество, а не количество, то мы и дальше с вами будем следовать этому.
Хотел бы привести цифру, которую можно сравнить с количеством принятых законопроектов за 2016-й, соответственно, и 2015-й год, проводя параллель с осенней, весенней сессией 2016 – 2017 и можно взять ещё, как пример, соответственно, 2014-й и 2015-й годы в качестве примера. Мы сегодня с вами с начала работы приняли 427 законов. Для сравнения: в такой же период 2015 – 2016 годов было принято 584 закона, 2014 – 2015 годов – 542 закона. И, как вы понимаете, да, мы с вами приняли законов меньше, но если наша стратегия, которую вы поддержали в самом начале работы остается, и мы говорим о качестве, то мы этим будем руководствоваться и в дальнейшем, при этом вводя процедуры рассмотрения вопросов, которые требуют именно тщательной проработки и в режиме обратной связи с населением через большие слушания, мы могли бы эти темы с вами дополнительно прорабатывать и только после этого принимать.
Хочу назвать ряд законов, которые нами приняты, отражающие актуальную повестку. Это законы, о которых наши люди говорили, наши граждане в ходе встреч, в ходе предвыборных избирательных кампаний.
Мы приняли с вами закон о бессрочном продлении бесплатной приватизации жилья.
Был принят закон о национальной платежной системе и карте «МИР». Это очень важный закон, который защищает финансовую систему, защищает средства граждан. И это сделано впервые – Россия получила свою национальную платежную систему.
Мы с вами буквально приняли закон о борьбе с провоцированием в социальных сетях подростковых суицидов. Это вопрос очень важный, и мы несколько раз возвращались к нему, и в конце уже нашей сессии принято решение очень серьезное, которое повышает ответственность за правонарушения в этой сфере. И, опять‑таки, коллеги, это было сделано, исходя из того, что постоянный диалог, постоянное понимание запросов общества — говорили о необходимости принятия этого решения.
Мы с вами также в завершение сессии приняли решение, которое ставит заслон суррогатному алкоголю и проблемам, которые существуют в этой сфере. Это также важное решение. Мы с вами помним, к чему привели случаи употребления суррогатного алкоголя во многих наших регионах. Это также реагирование на актуальную повестку.
Ну, и, говоря о подходах к рассмотрению законов, также важное решение, мы с вами помним, к чему привели случаи употребления суррогатного алкоголя во многих наших регионах. Это также реагирование на актуальную повестку. Ну и говоря о подходах к рассмотрению законов, коллеги, хочется подчеркнуть, что мы с вами отказались от практики совмещенного рассмотрения законов во втором и третьем чтении, принятия законов в первом и в целом, и сегодняшний наш разговор он как раз показывает, что это было сделано правильно. Правильно по той причине, что мы с вами сейчас обсуждаем вопросы, может быть не самые приятные, но во всяком случае, это честный разговор, который затем уже заканчивается принятием решений, и эти решения носят публичный характер.
Формируется практика рассмотрения законопроектов в первом чтении с принятием Постановления Государственной Думы по их доработке ко второму чтению, и мы только что сейчас принимали законопроект, который также сопровождался принятием Постановления, но уже при принятии законопроекта в третьем чтении. Эта форма показывает все большую свою эффективность. Хотя она, безусловно, доставляет дополнительные проблемы и нагрузку нашим коллегам из Правительства, но вы наверное, можете также сказать, что мы за это время, за прошедшее, там почти год, у нас остается всего два месяца до исполнения полномочий. В течение года с вами, с Правительством выстроили достаточно конструктивные отношения, которые закрепили даже в наших регламентах, что позволило нам повысить качество принимаемых решений.
И в этой связи, коллеги, вот здесь присутствует полномочный представитель Правительства Синенко Александр Юрьевич, давайте мы, если вы не возражаете, поблагодарим Правительство за терпение, то, что они нас слышат, и то, что мы с ними смогли продвинуться в плане выстраивания конструктивных отношений.
Спасибо, коллеги, за совместную работу.
Нам и дальше необходимо развивать формы взаимодействия с Правительством, чтобы улучшить практику правоприменительную, в первую очередь, и повысить эффективность парламентского контроля за реализацией принимаемых решений. Мы об этом говорили.
Говорили вчера буквально, и наш коллега Грешневиков очень наверное за все время сильно разочаровался в реализации именно этих полномочий Государственной Думы.
Я думаю, что мы выстраивая таким образом нашу работу, эти разочарования в прошлое, постараемся убрать, чтобы у нас действительно и вопросы парламентского контроля становились более эффективными.
И здесь вы видите, что по итогам заявления заместителя председателя правительства, многое можно сделать. Нужно в это верить.
И поэтому, коллеги, нам очень важно, что решая вопросы, принимая принятие оптимальных норм законов, мы выходим на новый качественный уровень, который поддерживается всеми фракциями. Потому что это очень важно.
Да, это непросто. Но в итоге окончательный вариант закона получает максимальное одобрение.
В этом случае, мы с вами должны понимать: если закон поддерживается всеми фракциями Государственной Думы, его поддерживает и подавляющее большинство населения нашей страны. Вот именно поэтому нам крайне важен этот диалог.
За прошедшее время 289 законопроектов было внесено совместно депутатами нескольких фракций, а 12 проектов законов или пакетов поправок разработаны и внесены представителями всех фракций Государственной Думы. Крайне важно, что это не технические, коллеги, законы, они значимы для граждан нашей страны. Закон о гражданстве, закон о реновации – это очень сложные законы, но эти законы были внесены, и в итоге были поддержаны всеми фракциями Государственной Думы.
Хотелось бы сказать слова благодарности всем руководителям наших политических фракций Государственной Думы, которые много сделали и делают для того, чтобы мы принимали такие решения.
Спасибо вам, коллеги.
Хочу проинформировать вас о расчистке законодательных долгов прошлых лет. Вы знаете, что у нас была создана специальная рабочая группа, её возглавил Первый заместитель Председателя Государственной Думы Иван Иванович Мельников
Мельников
Иван Иванович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
. И можно уже подвести определенные итоги. К началу работы из прежних созывов нам перешло 2020 законопроектов, некоторые из них были внесены ещё в 1994–1995 годах. Рассмотрение этих законопроектов, а мы этот вопрос обсуждали неоднократно, обязательно. Это норма Конституции, коллеги. Мы с вами знаем, что большинство из этих законопроектов потеряли свою актуальность. Ну, и что греха таить, заключения, которые и отзывы были получены в тот период времени, устарели, и необходимо их также было обновлять. Но есть и много хорошего в этих законопроектах. Главное, в них есть идеи, которые нам важно было не утратить. Поэтому мы работали с этими законопроектами скрупулёзно, и сейчас можно уже подвести определённые итоги. 17 процентов этих законопроектов приняты, поэтому мы сделали всё, чтобы не потерять как раз вот те идеи, которые были нашими предшественниками заложены в этих инициативах.
В целом на сегодняшний день нам удалось на 59 процентов сократить так называемые законодательные завалы. И из 2020 законопроектов 1180 нами рассмотрены, осталось 840.
Вот итог работы, когда мы с вами говорим, что нам необходимо задержаться и поработать до 20 часов, нам необходимо поработать до 21 часа, нам необходимо задержаться подольше и сократить перерыв в два раза. Вот, коллеги, это как раз тот итог, о котором сегодня уже можно говорить.
Мы близки с вами к тому, чтобы эту работу завершить. Но, говоря о законодательных завалах, мы обсуждали этот вопрос с руководителем рабочей группы Иваном Ивановичем Мельниковым
Мельников
Иван Иванович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
. У нас есть все возможности при том темпе, который мы набрали вместе, при том графике, который уже стал привычным, завершить эту работу к началу весенней сессии следующего года. Поэтому — все в наших руках.
Но, коллеги, вот та экономия времени, которая, безусловно, после рассмотрения этих законов у нас будет, что она нам даст? С одной стороны, мы сможем больше уделять внимание обсуждению текущей повестки, текущих законов, которые вносятся депутатами.
С другой стороны, появится возможность более эффективного внедрения новых форм парламентской работы, а это как раз и большие парламентские слушания, это и вопросы парламентского контроля, которые сегодня у нас все‑таки уходят на второй уровень. Вот мы должны сделать все, чтобы они были перенесены на первый уровень и стали у нас приоритетными.
Что касается законодательных инициатив седьмого созыва, ваших инициатив, коллеги, за время, прошедшее с начала сессии, было внесено 1026 законопроектов. Из них 638 находятся на разных стадиях рассмотрения, 388 уже рассмотрено. И из этих 388 – 225 законов принято, что составляет 58 процентов, подчеркиваю, это, коллеги, очень хороший показатель, который говорит, именного о качестве вносимых законопроектов, и говорит о том, что качество вносимых законопроектов растёт. Это значит, мы с вами не зря многие процедуры внедрили в работу: и согласование с фракциями, и сейчас создали специальное подразделение в управлении правовом для того, чтобы сопровождались инициативы, и вы знаете, что принято решение выстроить системную работу с экспертным сообществом. Всё это даёт результаты.
Подчеркну, что из 225 принятых законов — 173 приняты при поддержке всех фракций.
То есть более половины, мы берем этот показатель, половина депутатов всех фракций, более половины проголосовало за эти законопроекты. Это в том числе законы, которые, коллеги, принимаются с большой долей консенсуса, солидарного голосования.
Также из 388 рассмотренных законопроектов 52 или 13 процентов были отклонены в ходе пленарных заседаний.
39 законопроектов, это 10 процентов, снято с рассмотрения в связи с отзывом авторами. Еще 72, это 19 процентов, законодательные инициативы возвращены авторам по различным основаниям.
Вот такая структура рассмотрения законопроектов, которые внесены вами. И вот результаты, которые сами говорят о себе. При этом еще раз подчеркну, что мы совместили эту работу с тем, что разгребали предыдущие инициативы.
Говоря о приоритетах, коллеги, считаю правильным и необходимым остановиться на законодательном обеспечении Послания, ежегодного Послания Президента нашей страны.
Мы утвердили план работы. Эта работа координируется рабочей группой, которую возглавляет Александр Дмитриевич Жуков
Жуков
Александр Дмитриевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
. Какие ее результаты?
У нас с вами на повестке дня для реализации Послания Президента принятие 98 законопроектов.
На сегодняшний день приняты 50 законов из этой повестки, из этого плана законотворческой работы. Еще 23 инициативы находятся на рассмотрении Государственной Думы. Однако 25 законопроектов еще не внесены, коллеги.
Нам необходимо вместе с Правительством активизировать работу в этом направлении, постараться до конца 2017 года ее завершить. Это очень важно, потому что эта работа на конечный результат. Но здесь нам хотелось бы, чтобы и наши коллеги из Правительства более оперативно и эффективно работали по реализации Послания Президента. Мы ждем от вас этих законопроектов. И, как вы понимаете, нам есть над чем работать. Эта задача уже переходит на осеннюю сессию.
И мы должны понимать, что до следующего Послания было бы правильно эту работу завершить, потому что следующее послание – это новые задачи, которые нам предстоит решать.
В числе наших приоритетов — международная деятельность Государственной Думы. У межпарламентского взаимодействия и парламентской дипломатии большой потенциал. Но нам необходимо наполнять наши контакты с партнерами конкретным содержанием. Только в этом случае они будут эффективно развиваться, и у нас есть тому позитивные примеры. Так, впервые в ходе нынешней сессии Государственной Думы мы синхронно приняли с Кнессетом Израиля обращение к международным парламентским структурам, парламентам Европы по сохранению исторической памяти о Второй мировой войне и недопустимости разрушения памятников солдатам и офицерам Красной Армии, жертвам Холокоста.
Коллеги, мы смогли реализовать этот формат, и было бы правильно нам и в дальнейшем выходить вот на такие конкретные формы сотрудничества, сотрудничества в рамках профильных комитетов, сотрудничества в рамках межпарламентских комиссий с тем, чтобы у нас с вами межпарламентские отношения носили совершенно конкретный итог и могли быть оценены нашими избирателями.
И здесь большая у нас надежда на работу двух профильных комитетов, которые отдать должное, очень активно работают в этом направлении. Но хотелось бы попросить, чтобы и другие комитеты отрабатывали эту повестку, потому что она затрагивает, в том числе, и их форматы работы.
Коллеги, из десяти сессий, отведенных для работы сроком наших полномочий, мы завершаем две. По итогам есть что сказать. Но как вы видите, еще многое предстоит сделать.
Мы с вами должны помнить, что главную оценку нашей работы дает в первую очередь наш избиратель. Защита прав и интересов граждан всегда должна оставаться одним из основных в наших приоритетах.
В этой связи хочу предложить нам всем, уважаемые коллеги, за время отпуска и региональных недель до первого заседания осенней сессии, учитывая ваши предложения, коллеги, которые здесь звучали, подумать и проработать вопрос, внеся затем предложения для обсуждения, по совершенствованию форм парламентского контроля. Этот вопрос неоднократно обсуждался буквально вот на последних наших заседаниях, поэтому если вы посчитаете для себя возможным в ходе и встреч с избирателями, и в ходе общения в рамках фракций отработать эти вопросы. Было бы правильным нам обсудить их уже в ходе осенней сессии с тем, чтобы этот формат парламентской работы стал эффективным и решал задачи, которых от нас ждут избиратели.
Коллеги, все‑таки учитывая, что мы с вами завершаем нашу работу, хочу пожелать вам хорошего отдыха и напомнить — об этом, по‑видимому, мы говорили раньше, у политиков каникул не бывает. Спасибо за совместную работу.
Уважаемые коллеги! Вторая сессия седьмого созыва Государственной Думы объявляется закрытой.