24 апреля 2008 года Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству провел «круглый стол» на тему «Совершенствование законодательства в области защиты прав потребителей как условие реализации национальных проектов и развития институтов гражданского общества». В работе «круглого стола» приняли участие депутаты Государственной Думы, представители профильных министерств и ведомств, руководители Союза потребителей России, представители научных и общественных организаций, крупнейших торговых сетей.
Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Владимир Пехтин
Пехтин
Владимир Алексеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, открывая работу «круглого стола», отметил, что «вопросы законодательного регулирования защиты прав россиян как потребителей различных видов услуг до конца еще не отражены в законодательстве и требуют большего внимания». Это, прежде всего, касается таких сфер как медицина и образование.
По словам В.Пехтина, только порядка 30 процентов россиян предпринимают попытки по защите своих прав как потребителей. Для изменения ситуации в лучшую сторону, по мнению В.Пехтина, необходимо решить вопрос о достоверном информировании населения о предоставляемых услугах.
Участвовавшая в работе «круглого стола» первый заместитель фракции «Единая Россия» Татьяна Яковлева
Яковлева
Татьяна Владимировна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
озвучила цифры социологических опросов, согласно которым, подавляющее большинство россиян – 82 процента – отмечают, что за 2007 год неоднократно сталкивались с некачественными товарами и услугами. «На сегодня в результате нарушения потребительских прав 19 процентов россиян был нанесен вред здоровью, 60 процентов – понесли материальный ущерб, 53 – моральный. Более всего ущерб здоровью потребителей нанесли некачественные продукты питания и алкоголь. Далее следуют медицинские и жилищно-коммунальные услуги», – сообщила Т.Яковлева.
Т.Яковлева обратила вниманию участников «круглого стола», что задуманные как дополнительные, платные услуги фактически заменили бесплатные. «Однако, считаю, что бесплатных услуг не бывает. Просто за них платит не сам гражданин, а бюджет соответствующего уровня», – подчеркнула депутат. Поэтому за их некачественное исполнение или неисполнение должен быть спрос. По ее мнению необходимо принять закон о государственных гарантиях медицинской помощи.
Говоря о медицинских услугах, Т.Яковлева отметила, что пациенты лишены защиты в сфере платных услуг. «Необходимо разработать законы о регулировании частной медицинской деятельности и о правах пациентов», – заявила депутат. Кроме того, необходимо усилить государственное регулирование платных услуг, оказываемых в государственных и муниципальных учреждениях.
Член Комитета по экономической политике и предпринимательству Сергей Железняк
Железняк
Сергей Владимирович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0204 (Перовский – г.Москва)
считает, что решением сложившейся ситуации с регулированием платных услуг может стать комплексный подход к совершенствованию законодательства о защите прав потребителей, с учетом разработки самостоятельных законопроектов, направленных на выработку единых правил оказания платных медицинских и образовательных услуг.
С.Железняк отметил актуальность потребительского образования россиян. «Целесообразно было бы рассмотреть возможность преподавания в школах специальной дисциплины, посвященной теме защиты потребительских прав», – сказал депутат.
Председатель Союза потребителей Российской Федерации Петр Шелищ озвучил предложения Союза по совершенствованию законодательства в части оказания услуг в образовательной и медицинских сферах. Он согласился с мнением Т.Яковлевой о необходимости разработки и принятия единых стандартов оказываемых медицинских услуг.
Говоря о проблемах платного образования, П.Шелищ отметил недоступность образовательных кредитов, отсутствие ответственности за некачественные образовательные услуги и неравное положение студента и вуза, как сторон договора.
По итогам обсуждения будут разработаны конкретные предложения и рекомендации по изменению законодательства в данной сфере.
Управление по связям с общественностью и взаимодействием со СМИ