Владислав Резник: Бюджетная политика должна быть сбалансированной и направленной на безусловное выполнение всех социальных обязательств

Госдума 18 июля проведет парламентские слушания о бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политиках на 2018 год и плановый период 2019–2020 годов.

«Формирование наших рекомендаций Правительству РФ является важнейшим этапом формирования федерального бюджета на ближайшую трехлетку», — заявил член комитета Госдумы по бюджету и налогам Владислав Резник Резник Владислав Матусович Резник
Владислав Матусович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 1 (Адыгейский – Республика Адыгея (Адыгея))
.

Он считает, что бюджетная политика должна сочетать сбалансированность федерального и консолидированного бюджетов с безусловным выполнением всех обязательств социального характера и выполнением закрепленных за государством функций. При этом приоритетами при формировании бюджетной политики, а следовательно, и бюджета на 2018–2020 годы должны стать обеспечение реализации указов Президента РФ от 7 мая 2012 года и выполнение его поручений по повышению эффективности использования бюджетных средств от 18 августа 2015 года. А также реализация приоритетных проектов, направленных на ускорение экономического роста, повышение качества жизни и благосостояния граждан, индексация социальных выплат, денежного довольствия военнослужащих и зарплаты бюджетников.

«Напомню, Госдума считает приоритетным завершение строительства социально значимых объектов, в первую очередь с высокой степенью готовности к вводу в эксплуатацию. Это, в частности относится и к завершению строительства водозабора и магистрального водовода к населенным пунктам Майкопского района и городу Майкопу. Именно поэтому Правительству при формировании федеральной адресной инвестиционной программы на 2018–2020 годы и выделении на ее реализацию бюджетных ассигнований Госдумой было предложено обеспечить предоставление в приоритетном порядке средств на завершение строительства этих объектов. Поддержка регионов была и остается важнейшей частью федерального бюджета», — заверил депутат.

«Как я уже говорил, одним из приоритетов при формировании бюджетной политики и работы над бюджетом должно стать безусловное выполнение поручений Президента по повышению эффективности расходования бюджетных средств. К сожалению, они далеко не все выполняются», — отметил Резник. Например, наблюдается рост количества объектов незавершенного строительства. Если на 1 января 2016 года таких насчитывалось 10,7 тысяч, то на 1 января 2017 года их было уже 12 тысяч. Поэтому требуется провести инвентаризацию объектов незавершенного строительства, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета. «Если этого не сделать, то миллиарды рублей в буквальном смысле этого слова будут просто зарыты в землю», — уверен парламентарий.

Он также напомнил, что бюджетный комитет еще в 2012 году обращал внимание на угрозы для бюджета РФ в связи с так называемой «сланцевой революцией» в 2015–2016 годах. «В ответ на это нам говорили, что «сланцевая революция» — это просто пиар со стороны США. С тех пор ситуация изменилась. Если тогда говорили, что сланцевую нефть выгодно добывать при цене 70–75 долларов за баррель, то теперь благодаря научным разработкам это становится возможным и при цене 35 долларов. Мы обязаны это учитывать и готовиться к тому, что российской экономике, возможно, придется существовать в условиях цены на нефть в 30–35 долларов», — полагает Резник.

Госдума 5 июля приняла в первом чтении правительственный законопроект, предусматривающий новую конструкцию «бюджетных правил» при условии ее последующей доработки. Проект закона предусматривает, что уже при формировании ближайшего трехлетнего бюджета страны, в первую очередь, его расходной части, параметры федерального бюджета будут рассчитываться исходя из цены на нефть марки «Юралс» на уровне 40 долларов за баррель, причем с ежегодной индексацией на 2%, начиная с 2018 года. А полученные сверх этой цены нефтегазовые доходы будут направляться на пополнение резервов.

Причем такой уровень Правительство обуславливает оценкой долгосрочного равновесного уровня нефтяных цен в условиях ускоряющихся технологических изменений. «Однако следует учитывать, что на долгосрочный равновесный уровень цен на нефть будет оказывать понижающее давление предложение американской сланцевой нефти, что подтверждается и в прогнозе Всемирного банка. Поэтому в долгосрочной перспективе фактический структурный уровень цен на нефть может оказаться ниже предусмотренного законопроектом базового уровня, что потребует его корректировки», — полагает член бюджетного комитета.

Законопроект допускает возможность использования средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на пополнение Резервного фонда в целях обеспечения оперативного управления средствами этих суверенных фондов, в том числе для финансирования дефицита федерального бюджета. Однако в нем отсутствуют положения, касающиеся источников формирования ФНБ, напомнил Резник.

«Мы разделяем обеспокоенность Счетной палаты РФ относительно того, что закрепление средств ФНБ в качестве источника формирования Резервного фонда при отсутствии источников его формирования приведет к исчерпанию фонда. В связи с этим возникнут риски для обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений, сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ, а также для финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, определенных правительством. А основным предназначением ФНБ, как известно, является гарантия пенсионных прав граждан», — подчеркнул депутат.

Он также напомнил, что существует мнение, что спад экономики в России закончился и начинается экономический рост. «Поэтому следует сделать так, чтобы этот рост стал устойчивым, а его темпы были выше среднемировых, то есть выполнить ту задачу, которую поставил Президент РФ Владимир Владимирович Путин», — заявил Резник.