Госдума приняла в третьем чтении изменения в Федеральный закон «О государственной охране»

На утреннем пленарном заседании 21 июня Государственная Дума приняла в третьем чтении №99654-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной охране» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

По словам председателя Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Василия Пискарева Пискарев Василий Иванович Пискарев
Василий Иванович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, цель законопроекта – предоставить органам государственной охраны для исполнения возложенных на них полномочий соразмерные возможности, которые уже предоставлены другим силовым ведомствам.

«Следует отметить, что ФЗ «О Государственной охране» был прият еще в 1996 году и с того времени практически не вносилось изменений, — отметил В.Пискарев. – Однако время не стоит на месте, и было бы неправильным не реагировать на вносимые жизненными событиями коррективы. Закон позволяет по‑новому взглянуть на предназначение государственной охраны, основные принципы и содержание ее деятельности, полномочия и функции органов госохраны, а также определяет порядок контроля и надзора за ее работой в целом».

Среди основных нововведений председатель Комитета по безопасности отметил возникновение у органов государственной охраны, по аналогии с ФСБ России, войсками Росгвардии, таможенными и пограничными органами, права на использование на безвозмездной основе в случае необходимости аэропортов, аэродромов, вертодромов, посадочных площадок, морских и речных портов (независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности), а также возможность получать также на безвозмездной основе обеспечение полетов и судовождения, с последующей компенсацией таких расходов Росавиацией в установленном порядке.

Кроме того, более детально регламентированы основания применения сотрудниками органов госохраны оружия и иных спецсредств. Теперь сотрудник обязан сообщать лицам, в отношении которых может быть применено оружие о том, что он является сотрудником органов государственной охраны, а также обязан предупредить о своих намерениях, но главное – дать время и возможность выполнить законные требования. Этими правами уже наделены служащие ФСБ России, Росгвардии и полиции. «Мы заинтересованы в том, чтобы в России существовали гарантии, исключающие необоснованное применение физической силы, спец средств и оружия», — пояснил Пискарев.

Также расширяется перечень случаев, когда в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, при отсутствии либо невозможности (нецелесообразности) применения специальных средств или оружия у сотрудников органов государственной охраны возникает право на использование любых подручных средств, в том числе и транспортных.

Еще одним важнейшим положением стало ужесточение требований при приеме на службу в органы государственной охраны. По словам В.Пискарева, отныне основанием для отказа в трудоустройстве и дальнейшем прохождении службы является освобожденине от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям. Также отдельно прописан запрет на занятие предпринимательской деятельностью для всех категорий сотрудников госохраны.

«Отрадно, что неукоснительное соблюдение кодекса этики и служебного поведения служащими — является важным условием для прохождения службы в органах госохраны, — сказал депутат. — Сотрудники этого ведомства обязаны в полной мере сознавать возложенную на них государством ответственность, а потому и их поведение должно быть на достойном уровне».

Отдельного внимания требует новая обязанность органов госохраны обеспечивать защиту персональных данных объектов государственной охраны и членов их семей. Отныне обработка персональных данных государственных объектов защиты будет возможна только с их личного согласия и (или) с согласия органов государственной охраны, за исключением персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральными законами.

При этом под членами семьи объектов государственной охраны, в отношении которых информация подлежит закрытию, понимаются те лица, безопасность которых обеспечивается в установленном законом порядке. Согласно закону в течение срока полномочий Президента государственная охрана предоставляется членам его семьи, проживающим совместно с ним. Кроме того, государственная охрана может быть предоставлена члену семьи объекта госохраны на основании соответствующего распоряжения Президента Российской Федерации. В этой связи говорить о неограниченном круге лиц, информация о которых будет закрыта, не представляется возможным. Как отметил В.Пискарев, сегодня, несмотря на наличие в законодательстве норм, обеспечивающих конфиденциальность информации в отношении судей, работников правоохранительных органов, не решены вопросы защиты персональных данных объектов государственной охраны. Вместе с тем невозможно решить в комплексе вопросы обеспечения мер, направленных на охрану этих лиц, не исключив доступ неограниченного круга лиц к персональным данным объектов государственной охраны и членов их семей (то есть к любой информации, относящейся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

«Новые правила никак не ограничат доступ к информации об имуществе объектов государственной охраны, — особо подчеркнул Василий Пискарев Пискарев Василий Иванович Пискарев
Василий Иванович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, — Информация о доходах и расходах охраняемых лиц должна в обязательном порядке размещаться в открытом доступе, как того требует антикоррупционное законодательство. Закрытыми будет только сведения о их месте проживания и месте пребывания для недопущения противоправных посягательств и исключения возникновения причин и условий, порождающих угрозу безопасности объектов государственной охраны».

Также председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции пояснил, что все органы государственной власти, уполномоченные вести контроль за соблюдением антикоррупционного законодательства будут по‑прежнему иметь доступ ко всем необходимым для этого данным объектов госохраны.