Возможности и перспективы государственно-частного партнерства по сохранению объектов культуры обсудили на парламентских слушаниях

20 июня в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему: «Перспективы и возможности использования механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) для целей сохранения и воссоздания объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», организованные Комитетом Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.

В мероприятии приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители профильных министерств, исполнительных органов власти субъектов Федерации, местного самоуправления, общественности и экспертного сообщества. Модерировал дискуссию заместитель председателя Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Юрий Петров Петров Юрий Александрович Петров
Юрий Александрович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.

Открывая мероприятие, Ю.Петров отметил, что сохранение и развитие историко-культурного наследия сопряжено с необходимостью привлечения значительных ресурсов. Сфера сохранения объектов культурного наследия (ОКН) характеризуется крайне высокой степенью государственного регулирования и недостатком бюджетного финансирования.

В настоящее время в России насчитывается порядка 120 тысяч объектов культурного наследия, из них 25 тысяч — памятники федерального значения, остальные — регионального и местного. Порядка 15% объектов находятся в удовлетворительном состоянии, потребность в капиталовложениях оценивается в 400–500 млрд рублей, что более чем в 10 раз превышает объемы, предусмотренные федеральным бюджетом.

По мнению профильного Комитета, одним из эффективных инструментов для воссоздания, реконструкции, эксплуатации и сохранения объектов культурного значения является государственно-частное партнерство (ГЧП), поскольку оно предоставляет государству возможность оптимизации единовременных бюджетных затрат.

Первый заместитель Председателя Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Юрий Петров Петров Юрий Александрович Петров
Юрий Александрович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
обратил внимание на концессионные соглашения в области ГЧП, позволяющие органам публичной власти привлекать на условиях компенсации затрат, разделения рисков и обязательств частные инвестиции. При этом инвестор получает стабильный гарантированный доход и определенные преференции от публичной власти, а государство и общество — мультипликативный эффект от развития инфраструктуры, создания дополнительных рабочих мест, предоставления более качественных услуг и снижения объемов бюджетных затрат на содержание ОКН.

По его словам, после вступления в силу Федерального закона №115 «О концессионных соглашениях» казалось, что одной из перспективных форм ГЧП в рассматриваемой сфере должны стать концессионные соглашения, рассчитанные на длительный срок реализации. Однако, как показала практика, концессионные соглашения, с успехом применяемые для возведения объектов транспортной инфраструктуры, не получили столь широкого распространения в сфере ОКН. Принятие другого Федерального закона №224 «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предоставило дополнительные возможности по использованию механизма ГЧП для сохранения и воссоздания ОКН, поскольку у инвестора появилась возможность возникновения права частной собственности на объект соглашения. Но количество заключенных соглашений о ГЧП в отношении ОКН сильно не увеличилось. «Основными причинами отказа бизнеса от сотрудничества с государством в этой сфере являются: отсутствие гарантий по возврату вложенных инвестиций, недостаточная правовая защита имущественных прав инвестора, неизменность титула публичной собственности в отношении объекта соглашения, серьезные ограничения и избыточное согласований действий по использованию ОКН, ограничения на привлечение заёмного финансирования и невозможность изменения целевого назначения объекта после его реконструкции», – перечислил Ю.Петров Петров Юрий Александрович Петров
Юрий Александрович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.

Свои предложения высказал председатель Комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов Гильмутдинов Ильдар Ирекович Гильмутдинов
Ильдар Ирекович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 27 (Московский – Республика Татарстан (Татарстан))
. По его словам, большинство из стоящих в реестре культурного наследия памятников, «находятся в плачевном состоянии». В качестве успешного примера партнерства депутат привел сохранение уникальных объектов в Свияжске. Предложил предоставлять инвесторам право первоочередного выкупа отреставрированных историко-культурных объектов. «Если мы не привлечем бизнес, то возможностей для сохранения исторического наследства не будет», — заявил депутат от Татарстана, для этого, предложил «написать правила игры», включая этнологическую экспертизу.

Заместитель Министра культуры России Олег Рыжков сообщил о двух действующих направлениях взаимодействия государства и бизнеса: прямая благотворительность и аренда. Рассказал об эксперименте 1 рубль аренды и срок 99 лет. Но, по его словам, «даже на такие льготные условия нашлось мало желающих». Говоря об идее И.Гильмутдинова о передаче в собственность инвесторам объектов культурного наследия, заметил, что «Минкульт эта идея не пугает», но ГЧП и концессия пока не используются, а предлагается отдельные объекты включить в договоры по этому направлению. Кроме того, замминистра поднял вопрос о «поднятии культурного уровня» тех, кто будет участвовать в этом сотрудничестве, «чтобы не получить потом новоделов».

Председатель Правления Национального центра развития государственно-частного партнерства Павел Селезнев приветствовал, что «за последний год увеличиваются отрасли для применения государственно-частного партнерства»: из 34 проектов Центра, реализовано только 25 проектов, 19 из них в Москве, большая часть — это аренда. Запрос социального сектора на ГЧП в регионах, по его словам, огромен, но опыт реализации мал из‑за отсутствия нужных компетенций и наличия стабильных компаний, которые готовы не только отремонтировать, но и 10–15 лет содержать ОКН.

По его убеждению, концессия сейчас – наиболее защищенная модель для инвесторов, так как мало кто сейчас готов «заходить и за свои средства ремонтировать и осваивать объекты», а концессионное соглашение заключается на три года с участием региональных властей и гарантированным бюджетным софинансированием. При ГЧП нет реставрации, а только реконструкция и строительство. Подчеркнул, что бизнесу выгодны объекты культуры только тогда, когда их можно будет использовать для коммерческого развития.

Первый заместитель председателя Комитета по культуре Елена Драпеко Драпеко Елена Григорьевна Драпеко
Елена Григорьевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 214 (Северо-Восточный – город Санкт-Петербург)
назвала ключевой проблемой законодательства – «всяческое облегчение строительства и бизнеса», а в культуре – ограничительная основа законодательства, так как можно единожды построенные памятники культуры только сохранять или реставрировать, поэтому «ищутся возможности для того, чтобы облегчить существование арендатора или инвестора».

Депутат выразила надежду, что заложенная в законе компенсация инвесторам и реставраторам будет действовать уже в 2019 году и больше откладываться не будет. Но по‑прежнему сложной и, по словам Е.Драпеко, коренной является проблема содержания памятников — жилых многоквартирных домов. Поэтому в Комитете по культуре предлагается разрешить субъектам Федерации участвовать в реставрации обще-домового имущества таких памятников культуры. Резюмируя, она предложила Правительству, «создавая подзаконные акты, опираться на всё российское законодательство», а не отдельно на Градостроительный кодекс и другие профильные законы.

Пакетное рассмотрение законов поддержал и аудитор Счётной палаты Российской Федерации Максим Рохмистров. Он настаивал на неоюходимости «сначала сделать анализ того, что есть, а потом уже делать», так как есть объекты культурного наследия, которые вообще нельзя передать в коммерческое использование, а есть объекты, которые переданы в аренду, но публичного сервитута, как во Франции, по ним нет, когда все граждане в установленные дни могут бесплатно посетить ОКН.

Аудитор напомнил, что объекты культурного наследия по закону являются собственностью государства. Первое, что должно, по убеждению М.Рохмистрова, появиться — «это новый 73-й Федеральный закон» («Об объектах культурного наследия…»), в котором должны быть прописаны четкие правила по соблюдению реставрации, гарантии аренды для инвесторов, а главное — комплексное «пакетное рассмотрение законопроектов», так как «проблема стоит на стыке имущественных отношений и культуры».

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Сергей Рыбаков поднял вопросы реставрации культурного наследия в регионах, а также вопросы управления наследием в малых городах. По его словам, «помимо государства, концессий и ГЧП, есть еще волонтерское движение и достаточно людей, которые на добровольческой основе могли бы это сделать – сохранить культурное наследие», но для этого также необходимо внесение изменений в законодательство.

Председатель Комитета по вопросам образования, культуры и туризма Московской областной Думы Олег Рожнов отметил актуальность обсуждаемой темы для региона, где в последние годы была проведена масштабная работа по реставрации музеев, усадеб и объектов религиозного наследия, подчеркнув, что благодаря этой работе в Подмосковье появилось еще несколько жемчужин и мест для туризма.

Делясь практикой реализации ГЧП, представители регионов и эксперты предлагали сместить акцент государственной политики, чтобы не частный партнер пытался получить от государства разрешение на хозяйственное использование конкретного ОКН, а наоборот, государство предлагало частным партнерам свои предложения по использованию ОКН с разнообразными вариантами участия в них частных инвесторов. При этом для каждого ОКН должен быть проведен комплекс мероприятий по его подготовке для проекта ГЧП: уточнены границы земельных участков, на которых расположен объект и его охранные зоны, земельные участки разграничены и поставлены на кадастровый учет; объект культурного наследия и его обременения зарегистрированы, оценены и соответствующим образом оформлены, ОКН включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и на него должен иметься комплект документов, включая все виды технических допусков и паспорт с охранными обязательствами.

Участники слушаний подчеркивали, что все ОКН должны пройти проверку на пригодность для проектов ГЧП. Государство должно дать четкие ответы на вопросы: что планируется сделать на конкретном объекте, какой предполагается объем и состав работ, качество и примерная их стоимость, перспективы и условия хозяйственного использования ОКН, обременения, возможность изменения целевого назначения, перспектив использования объекта для культурного просвещения. Именно признание объекта пригодным для вовлечения в ГЧП должно стать основным критерием принятия государством решения о возможности реализации проекта ГЧП.

Предлагалось при профильных министерствах и соответствующих исполнительных органах государственной власти субъектов Федерации сформировать компетентные комиссии по тестированию объектов культурного наследия на применимость к ним механизмов ГЧП. Только после проведения экспертизы и положительного решения, как считают эксперты, должны быть завершены все необходимые процедуры оформления прав и соответствующих документов, проведены разработки предложений для участия в проектах ГЧП частных партнеров и перечень объектов ГЧП размещен для публичного доступа на соответствующем информационном портале в сети Интернет.

В завершение Юрий Петров Петров Юрий Александрович Петров
Юрий Александрович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
сообщил о создании рабочей группы, к работе в которой обещал привлекать участников состоявшегося обсуждения.

Все рекомендации и предложения, прозвучавшие в ходе парламентских слушаний, будут аккумулированы и размещены на странице Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.