3 июля на парламентских слушаниях в Госдуме обсудят законопроект о фонде дольщиков

14 июня Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект № 139186–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». При этом ответственный Комитет и комитеты-соисполнители настаивают на серьезной доработке документа при подготовке его ко второму чтению с участием Правительства РФ.

Законопроект, внесенный в Госдуму 1 апреля 2017 года, подготовлен во исполнение поручения Президента России (№Пр-317 от 21.02.2017 г.) и предусматривает новый законодательный механизм обеспечения исполнения обязательств застройщиков по договору участия в долевом строительстве. Документ предполагает использование государственного компенсационного фонда долевого строительства, который формируется на основе обязательных отчислений застройщиков в качестве единственного способа обеспечения их обязательств. Иные способы гарантирования обязательств застройщиков, к числу которых в настоящее время относятся страхование гражданской ответственности и банковское поручительство, законопроектом упраздняются. В результате законодательных изменений государство принимает на себя все риски деятельности застройщиков.

Предложенный механизм должен оказать положительное влияние на развитие строительной отрасли и усилить приток средств граждан на рынок долевого строительства. Вместе с тем, как отметил на дневном пленарном заседании в содокладе по инициативе Правительства, председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев Николаев Николай Петрович Николаев
Николай Петрович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, есть существенные недоработки законопроекта в части обеспечения путей реализации.

«18 млрд рублей – ежегодная премия, которые получают страховые компании по данному виду страхования при нулевых выплатах. 16 тысяч – это количество обманутых дольщиков за последние три года. Если сопоставить две эти цифры, то становится очевидным, что механизм, который сегодня должен защищать наших граждан от недобросовестных застройщиков, «дает трещину». Попросту, не работает. Именно поэтому Президент дал поручение о создании государственного фонда, который бы защищал наших граждан от таких случаев банкротства или ухода застройщиков с рынка. И мы, несомненно, «за» эту концепцию», — заявил председатель Комитета Н.Николаев.

По его словам, предложенный к созданию компенсационный фонд, по сути, будет выполнять публично-правовые функции и формироваться из обязательных отчислений. Следовательно, правовая форма некоммерческой организации, как это предложено в законопроекте, для этих целей не подходит: «Нельзя забывать, что мы говорим о государственном фонде, то есть гарантии возмещений доложены быть «железобетонные». Законопроект не предоставляет гражданам гарантий использования компенсационного фонда на тот случай, если его активы закончатся».

«Сейчас в законопроекте предусмотрена вариативная форма тарифа для каждого застройщика. Она может быть использована в не всегда честной конкурентной борьбе за этот рынок. При этом мы видим, что нет методики формирования этого тарифа», — сообщил Н.Николаев. – «Неопределенность размера обязательных отчислений застройщиков способна существенно затруднить для них планирование и реализацию инвестиционных проектов. Кроме того, издержки застройщиков, связанные с уплатой повышенных взносов в компенсационный фонд, в конечном итоге, будут переложены ими на участников долевого строительства. В итоге граждане будут вынуждены из своего кармана оплачивать риски деятельности участников строительного рынка».

По словам Н.Николаева, законопроект не обеспечивает качественного контроля за сохранностью средств фонда: за прозрачностью их расходования и целевым использованием, а также за эффективностью инвестирования его активов. Необходимо предусмотреть контроль Счетной палаты, создание ревизионной комиссии, обязательную публикацию отчетности о его деятельности, на этом настаивает Комитет, как и на привлечении застройщиков для достройки жилья на конкурсной основе с определением критериев их отбора.

Законопроект предусматривает выплату как гражданам, так и юридическим лицам за счет средств компенсационного фонда возмещения по договорам участия в долевом строительстве, касающимся передачи жилых помещений. Вместе с тем, граждане и юридические лица имеют различные цели инвестирования в долевое строительство. В этой связи, по мнению профильного Комитета, требуется дополнительное обоснование целесообразности покрытия за счет средств компенсационного фонда предпринимательских рисков юридических лиц.

Помимо этого, в Заключении Комитета предлагается предусмотреть возможность включения в состав высшего органа управления и ревизионную комиссию организации, управляющей компенсационным фондом долевого строительства, представителей Федерального Собрания Российской Федерации, в то время, как законопроектом предусматривается, что члены совета фонда назначаются Правительством.

«Сегодняшним решением мы возлагаем на государство ответственность за права наших граждан. Поэтому, по поручению Президента РФ, мы создаем государственный фонд, который будет обеспечивать гарантии гражданам от рисков банкротства застройщиков или злоупотреблений с их стороны, которые, к сожалению, могут возникнуть на рынке долевого строительства. На втором этапе работы над законопроектом мы должны обеспечить защиту средств фонда, полную прозрачность для общественности расходования этих средств, а также подконтрольность его деятельности Парламенту, Счетной палате и правоохранительным органам», — резюмировал Н.Николаев, заявив, что для обсуждения этих вопросов 3 июля 2017 года в Госдуме пройдут парламентские слушания.