Выступление Председателя Государственной Думы Вячеслава Володина на встрече членов Совета законодателей с Президентом Российской Федерации

«Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемая Валентина Ивановна!

Уважаемые коллеги!

Одним из приоритетов работы Совета Законодателей является придание нашей законодательной базе большей стабильности и системности, повышение качества законотворчества и эффективности правоприменения. Важность этой работы, Владимир Владимирович, Вы сейчас ещё раз подчеркнули в своём выступлении.

Для решения этих задач необходимо тесное взаимодействие Федерального Собрания с законодательными собраниями регионов и Правительством Российской Федерации, диалог и координация. В этой связи, хотелось бы сказать о тех шагах, которые уже сделаны за последнее время по данным направлениям. А также — внести ряд предложений, которые мы уже предварительно обсуждали с коллегами в ходе Президиума Совета законодателей.

Первое. Ключевой задачей является систематизация практики внесения изменений в действующие кодексы. В связи с этим Государственной Думой в конце прошлого года было одобрено положение, согласно которому любые поправки в Гражданский кодекс могут приниматься только в виде отдельных законов, а не поправками ко второму чтению в другие, зачастую несвязанные, законопроекты.

Аналогичные нормы уже действуют в отношении Уголовного и Уголовно-процессуального кодекса, а также заработают в ближайшее время и в отношении Кодекса об административных правонарушениях.

Второе. Качество законов и эффективность их применения в значительной степени зависят от сроков принятия нормативно-правовых актов. И в этой области, Владимир Владимирович, мы на предыдущем заседании Совета законодателей говорили о том, что есть законы, которые на протяжении двух-трёх лет лежат на полках, не могут быть реализованы, потому что нет нормативной базы, которая бы позволила их уже реализовать. При этом эти акты не выпускаются.

В связи с этим, достигнута договоренность с Правительством о предоставлении к третьему чтению законопроекта информации о подготовке проектов подзаконных актов. Это повысит качество принимаемых решений, ускорит их реальное исполнение. Соответствующие поправки по итогам диалога с Правительством Российской Федерации внесены не только в Регламент Государственной Думы, но и Правительства Российской Федерации. Учитывая, что ранее эта норма была рекомендательной, а не обязательной, сейчас мы договорились об этой синхронности в работе и считаем, что многие вопросы можно будет снять именно в связи с тем, что ритм у этой работы будет идти ровно, чтобы к третьему чтению закона проекты нормативных актов были бы подготовлены. И тогда закон, который принимается Государственной Думой, практически будет сопровождаться изданием подзаконных актов.

Третье. Еще один принципиальный вопрос — это практический эффект, который оказывает законопроект после того, как он вступает в силу. Очень важно, чтобы депутаты на всех уровнях обсуждения и принятия новых законов могли полноценно оценить все последствия принимаемых решений. На сегодняшний день пока прогнозировать, как скажется закон, особенно если говорить о депутатских инициативах, у нас не получается. Потому что не было полноценной оценки регулирующего воздействия законопроектов, а законодательные инициативы депутатов составляют практически 50 процентов, а то и больше от количества в целом рассматриваемых законопроектов.

В этой связи Государственная Дума провела диалог с Правительством Российской Федерации, и достигнута договоренность — запрашивать оценку регулирующего воздействия по ключевым законопроектам, которые имеют большую социальную значимость и влияют на деловой климат.

Четвертое. Важно, чтобы Совет Законодателей более эффективно помогал региональным парламентам продвигать свои законодательные инициативы, был реальным «законодательным лифтом». Учитывая, что у нас порядка всего 10–11 процентов законодательных инициатив идёт от региональных парламентов, эта цифра такая небольшая не по причине, что нет инициатив, а по причине, что нет проработанности законопроектов. Нет, как правило, необходимых оформлений документов, и зачастую по формальному принципу, а не по ценности содержания, эти законодательные инициативы уходят на отклонение. Поэтому нам крайне важно сейчас в рамках Совета оказывать поддержку нашим региональным коллегам, и чтобы большее количество региональных инициатив поддерживалось на федеральном уровне. Потому что они будут более подготовлены, будут носить более проработанный характер, и коллеги будут знать о них и оказывать поддержку.

Пятое. Не секрет, что одни из самых качественных законопроектов с точки зрения проработки, оформления, законченности поступают в Государственную Думу от Президента Российской Федерации и от Правительства. Это связано, в том числе, с тем, что при подготовке этих законопроектов используется солидная экспертная база министерств, ведущих экспертных центров и ВУЗов страны. Они действительно в плане подготовки и в плане проработанности на голову выше, чем законодательные инициативы — это объективная картина — чем те инициативы, которые готовятся и депутатами, и членами Совета Федерации, и, как уже говорил, региональными парламентами.

Наша задача — сделать так, чтобы законодательные инициативы депутатов носили не менее проработанный характер. Часто к нам на рассмотрение поступают очень важные для граждан страны законодательные инициативы. Но мы вынуждены их отклонять только потому, что они плохо проработаны или оформлены не должным образом.

В этой связи, Владимир Владимирович, хочу от имени моих коллег сказать Вам слова благодарности за поддержку инициативы Государственной Думы по созданию Центра законотворчества как института правой поддержки депутатских законодательных инициатив, их правовой проработки и подготовки к внесению в Государственную Думу.

И, если Вы поддержите, этот Центр мог бы оказывать правовую поддержку не только депутатам Государственной Думы, но и членам Совета Федерации, региональным законодателям. В этой связи у нас появится возможность также готовить законопроекты, которые будут более проработаны, и привлекать экспертов, которые будут нам помощниками. И, конечно, законодательный процесс будет более системно выстроен, и мы надеемся, что это однозначно повлияет на качество в целом принимаемых законов.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Предлагаем более активно привлекать субъекты Федерации использовать возможности Совета Законодателей в обсуждении и проработке важнейших решений в области экономики, социальной политики, регионального развития.

Например, в настоящее время регионы активно переходят к адресной модели предоставления социальных льгот и определения их объема, исходя из «критериев нуждаемости». Однако сейчас в каждом из них по‑разному трактуют «критерии нуждаемости» и статус той или иной льготы.

В результате, подчас, складывается ситуация социального неравноправия для граждан из одной и той же льготной группы, но проживающих в разных, пусть даже соседних, регионах. В этой связи, важно организовать обсуждение этой проблемы на площадке Совета Законодателей. И в ходе мониторинга и анализа ситуации в регионах вырабатывать более единообразные нормы различных льготных категорий граждан.

Эти и другие вопросы мы планируем обсудить сегодня на Совете Законодателей.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Признательны Вам за то внимание, которое Вы постоянно уделяете Совету Законодателей и развитию парламентаризма в России. Потому что для нас это действительно очень важно, и мы чувствуем эту поддержку».