Госдуме рекомендовано активизировать работу над проектом закона о приграничном сотрудничестве
Комитет по международным делам провел парламентские слушания на тему: «Законодательное регулирование приграничного сотрудничества в Российской Федерации: состояние и перспективы развития».
В обсуждении приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители министерств и ведомств, региональных органов исполнительной и законодательной власти из приграничных регионов.
Открывая слушания, Первый заместитель Председателя Государственной Думы Иван Мельников
Мельников
Иван Иванович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
отметил, что вопросы законодательного регулирования приграничного сотрудничества имеют особое значение для Российской Федерации.
«У нашей страны, — напомнил он, — самая протяженная в мире государственная граница. Больше половины субъектов занимают приграничное положение и в той или иной мере сотрудничают с сопредельными районами восемнадцати государств».
Но действующая нормативно-правовая база, по словам И.Мельникова, не позволяет в полной мере реализовать имеющийся потенциал связей. Законопроект об основах приграничного сотрудничества, принятый в июне 2010 года, до сих пор обсуждается. Между тем, необходимость такого закона сегодня признают не только в регионах, но и в Совете Безопасности, рекомендовавшем активизировать работу над законом, который определит основные направления, организационные формы и механизмы приграничного сотрудничества, а также единые правила и требования к субъектам.
Заместитель министра экономического развития Александр Цыбульский подчеркнул, что приграничное расположение может стать серьезным конкурентным преимуществом в развитии региона и способствовать более эффективному решению экономических, транспортных и социальных вопросов.
Он сообщил, что в 2017 году на ратификацию в Госдуму будут представлены новые программы и соглашения о приграничном сотрудничестве со странами Евросоюза. В настоящее время, несмотря на антироссийские санкции, субъекты Федерации продолжают сотрудничать с Финляндией, Норвегией, Швецией, Польшей и странами Балтии. Финансирование осуществляется из совместного фонда объемом 430 млн. евро. Российский взнос в указанный фонд составил 104 млн. евро. При этом на территории РФ реализуются программы на сумму 154 млн. евро. Это пять крупномасштабных проектов в сфере экологии, транспорта, обустройства границы и еще 200 проектов в области малого и среднего предпринимательства. Было бы полезно перенести имеющийся опыт и на сотрудничество с другими государствами, заметил А.Цыбульский.
По словам заместителя министра юстиции Максима Травникова, за последнее время удалось заметно продвинуться в развитии приграничного сотрудничества с Казахстаном, Азербайджаном и Украиной.
Назвав законопроект о приграничном сотрудничестве «многострадальным», заместитель министра признался, что долгое время и сам был настроен скептически, сомневался в необходимости принятия специального закона на эту тему. Казалось, что большого массива договоров и отраслевого законодательства достаточно. Теперь позиция поменялась: необходимо на федеральном уровне задать единые направления приграничного сотрудничества и имплементировать в национальное законодательство обязательства, принятые Россией на международном уровне.
За скорейшее принятие закона высказалась первый заместитель председателя Комитета по международным делам Светлана Журова
Журова
Светлана Сергеевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 111 (Всеволожский – Ленинградская область)
, избранная в Думу по региональному списку Карелии, Ленинградской и Мурманской областей. В Комитете ей поручено координировать доработку закона.
О необходимости ускорить принятие закона говорили и другие участники слушаний.
Глава Республики Ингушетия Юнус-бек Евкуров полагает, что с принятием закона у приграничных регионов появятся новые возможности для взаимодействия не только в экономике и социальной сфере, но и в сфере противодействия международному терроризму.
По словам заместителя министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимира Артамонова, в рамках приграничного сотрудничества можно повысить эффективность борьбы с пожарами и паводками.
Губернатор Мурманской области Марина Ковтун отметила значительную роль муниципалитетов в развитии приграничного сотрудничества. Закон должен определить их полномочия и скоординировать действия с регионами.
Губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Кошин высказался за снижение бюрократических барьеров и переход к общим отраслевым стандартам.
Председатель Законодательного Собрания Забайкальского края Игорь Лиханов выразил надежду, что активизация приграничного сотрудничества позволит остановить отток населения из региона. Он также предложил выработать механизм возмещения затрат, которые возникают у муниципалитетов в связи с эксплуатационными издержками при облуживании пунктов пропуска.
По мнению председателя Законодательного Собрания Краснодарского края Владимира Бекетова, отдельного обсуждения требует закрытый перечень направлений сотрудничества. По его словам, далеко не все актуальные направления попали в этот перечень.
Председатель Сахалинской областной Думы Владимир Ефремов призвал учесть в законе специфику единственного островного субъекта, не имеющего сухопутных границ с другими государствами.
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук предложил уделить особое внимание результатам деятельности в рамках приграничного сотрудничества.
По итогам обсуждения Госдуме предложено доработать и принять закон о приграничном сотрудничестве уже в ходе весенней сессии 2017 года.
Министерству экономического развития рекомендовано разработать порядок, в соответствии с которым приграничные регионы и муниципалитеты будут информировать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о своем сотрудничестве с сопредельными государствами.