Комитет Госдумы по экологии предлагает сделать закупки «зелеными»

6 апреля на «круглом» столе «Экология и закупки: оптимальный альянс обсуждались вопросы эффективного расходования бюджетных средств, выделяемых на природоохранные цели.

Участники мероприятия оценили эффективность общественного и экспертного контроля за экологическими проектами, а также не доведенный до логического завершения механизм «зеленых» закупок, когда к закупаемым на бюджетные средства товарам предъявляются экологические требования. Несколько лет назад эта тема активно прорабатывалась. В 2013 году Министерство экономического развития РФ подготовило проект Директив по установлению экологических характеристик объектов закупок. Но документ этот так и не был подписан.

Как отметила в ходе дискуссии председатель Комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева Тимофеева Ольга Викторовна Тимофеева
Ольга Викторовна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 66 (Невинномысский – Ставропольский край)
, «бюджетные расходы на экологию растут: в этом году в бюджете заложено 76,4 млрд рублей, наша общая задача – обеспечить эффективность этих расходов». По её словам, нужен не только общественный контроль, экологические проекты часто сложные с точки зрения технологических решений, поэтому очень важно привлекать экспертов. Еще одна задача – сделать работы и закупки по госзаказу «зелеными», то есть закупаемая продукция должна отвечать экологическим требованиям, работы, по мнению депутата, «должны вестись в строгом соответствии с природоохранным законодательством».

Модератор круглого стола, заместитель председателя Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Панов Панов Владимир Александрович Панов
Владимир Александрович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0129 (Нижегородский – Нижегородская область)
обратил внимание на особенности реализации проектов по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде (НВОС). Как правило, это проекты рекультивации свалок, начавшие реализовываться сравнительно недавно, опыт только нарабатывается и для нечистоплотных подрядчиков есть «лазейки». По его словам, иногда десятки миллионов рублей выделяются на слабо проработанные проекты, соответственно нет четкого понимания, на что и в каком объеме будут потрачены деньги. В.Панов привел конкретные примеры, в том числе — реализацию проекта по ликвидации свалки «Черная дыра» в городе Дзержинске Нижегородской области. На стадии заключения контракта в техническом задании указывалось на необходимость уточнить объемы отходов и глубину котлована свалки. Получается, резюмировал депутат, что на этапе запуска проекта и выделения финансирования еще не были ясны принципиальные параметры.

Обсуждая «зеленые» закупки, эксперты отмечали, что этот механизм в России пока не запущен. Федеральный закон №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает возможность использования экологических «зеленых» критериев, но реальная правоприменительная практика «зеленых» закупок не сложилась. Что касается закупок, осуществляемых по Федеральному закону от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», то с 2013 года фактически остановились работы по его дополнению экологическими характеристиками объектов закупок. При этом, как заметил Владимир Панов Панов Владимир Александрович Панов
Владимир Александрович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0129 (Нижегородский – Нижегородская область)
, в 2016 году было размещено государственного и муниципального заказа по №44-ФЗ на 5 трлн рублей, а по №223-ФЗ – на 21 трлн рублей.

Руководитель программы по экологическому законодательству Всемирного фонда природы (WWF) России Екатерина Хмелева обратила внимание на опыт зарубежных стран. По её словам, в Евросоюзе экологические критерии установлены для 21 вида товаров, в России пока в части «зеленых» закупок работает только закон «Об энергоэффективности», предписывающий закупать товары с определенным классом энергоэффективности. «Постановлением правительства г.Москвы были введены экологические критерии для 10 видов товаров, но данное постановление так и не заработало, — говорила эксперт. — Сейчас Фонд совместно со столичными властями ведет научно-исследовательские работы, чтобы продвинуться к «зеленым» закупкам».

Участвовавший в обсуждении представитель Минэкономразвития России Антон Плесков обнадежил участников «круглого» стола, что и в федеральном министерстве также думают над тем, как «озеленить» закупки.

«Круглый» стол «Экология и закупки: оптимальный альянс» состоялся в рамках Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ – ЗА честные закупки», проходящего в Москве 5 – 7 апреля. Форум — многоотраслевая дискуссионная площадка в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок.