Театральные деятели оценили выполнение майских указов на «тройку» - с парламентских слушаний Комитета по культуре

Комитет по культуре 23 марта провел парламентские слушания на тему: «О реализации Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года».

В обсуждении приняли участие депутаты, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, художественные руководители театров.

Открыла и вела слушания заместитель председателя Комитета Ольга Казакова Казакова Ольга Михайловна Казакова
Ольга Михайловна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 67 (Кавминводский – Ставропольский край)
. Отметив, что поддержка театров является одним из безусловных приоритетов в работе Комитета, она сообщила, что на развитие театров малых городов в 2017 году выделено 170 млн. рублей.

Председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин был пессимистичен. «Годы идут, а проблемы не решаются. Финансирование, улучшение материально-технической базы, зарплата, служебное жилье, кадры, некомпетентность органов власти в области культуры — все эти проблемы по‑прежнему актуальны», — сказал он.

По результатам исследования, проведенного Союзом театральных деятелей в регионах, средняя оценка выполнения майских указов Президента в сфере культуры составляет 3,2 балла по пятибалльной шкале.

По словам А.Калягина, майские указы никак не могут выполнить в Волгоградской, Курганской, Кировской, Ивановской, Новгородской, Магаданской, Смоленской областях, в Забайкалье, Северной Осетии, Карелии. Там театрам приходится буквально бороться за выживание.

В 20 регионах театры не получают бюджетных средств на новые постановки.

В Волгоградской области средняя зарплата в экономике на конец 2016 года составила около 24 тысяч рублей, а средняя зарплата в театре — только 13 тысяч рублей. Причем из бюджета на каждого сотрудника выделятся всего девять тысяч, остальное коллективы должны заработать на продаже билетов, сообщил А.Калягин.

Большинство проблем, полагает он, связано с тем, что на искусство стали смотреть как на услугу.

«Культура рассматривается вместе с прачечными, парикмахерскими и ритуальными услугами. Минфин рассчитывает услуги каждой организации, не вдаваясь в тонкости и не беря во внимание, что в театре занимаются творчеством, а в прачечной стирают белье, — сказал А.Калягин. — Нигде в мире театр не судят по тому, сколько он зарабатывает. А у нас театральную политику выстраивают бухгалтеры».

Судить об эффективности театра по экономическим показателям методологически неверно, согласился спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

«Художественный театр в период своего расцвета был экономически неэффективен. Если бы не Морозов, он бы погиб, — заметил М.Швыдкой. — Некоторые руководители считают, что в России слишком много театров. Это иллюзия. На самом деле по количеству зрительских мест на душу населения наша страна не занимает лидирующего положения в мире. Даже Москва не входит в список 50 ведущих столиц по этому показателю».

В ситуации, когда денег недостаточно, нужно менять подходы к финансированию организаций.

«Есть театры системообразующие для страны, для города. Их нужно сохранить и хорошо платить актерам. То же самое должно относиться к детским, юношеским и кукольным театрам. Они священны», — уверен М.Швыдкой.

Нынешняя система вынуждает театры коммерциализироваться, признал первый заместитель министра культуры Челябинской области Григорий Цукерман. По этой причине доля комедий с 2009 года в областных театрах увеличилась с 11 до 21 процента.

«Великая игра актеров больше не нужна, с сожалением констатировал представитель региона. — Нужна комедия положений, чтобы было смешно, чтобы спектакль продавался. Репертуарный театр, который всегда был достоянием России, уходит в прошлое. Особенно в провинции, где для того, чтобы привлечь зрителя, приходится ставить минимум 4–6 новых спектаклей в год».

О схожих проблемах говорили и другие выступавшие.

По итогам слушаний выработаны рекомендации федеральным и региональным органам власти.