6 марта на расширенном заседании Комитета Государственной Думы по энергетике под председательством Павла Завального
Завальный
Павел Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 222 (Ханты-Мансийский – Ханты-Мансийский автономный округ - Югра)
состоялось обсуждение предварительных результатов хода реализации Государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики».
Как отметил председатель Комитета по энергетике П.Завальный, открывая заседание, «ежегодно будем «отсматривать», как выполняется эта программа и другие в рамках стратегического планирования», а также констатировал снижение показателей энергоэффективности на 20%, что в 2 раза ниже заявленных в отраслевой Стратегии.
С отчетом и объяснением причин снижения плановых показателей перед депутатами выступил директор Департамента государственной энергетической политики Минэнерго России Алексей Кулапин. По его словам, Госпрограмма «Энергоэффективность и развитие энергетики» была утверждена Постановлением Правительства РФ № 321 от 15 апреля 2014 г. Её целью является: надежное обеспечение страны топливно-энергетическими ресурсами; повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов; снижение антропогенного воздействия ТЭК комплекса на окружающую среду. Задачи Госпрограммы: развитие энергосбережения и повышение энергоэффективности; обеспечение потребности внутреннего рынка в надежном, качественном и экономически обоснованном снабжении электроэнергией и теплом; развитие нефтегазовой и угольной отраслей для эффективного обеспечения углеводородным и угольным сырьем потребностей внутреннего рынка и выполнения обязательств по зарубежным контрактам; содействие инновационному развитию ТЭК.
Говоря о реализации федерального закона о стратегическом планировании и представляя статистические данные и многочисленные графики по реализации Государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики, А.Кулапин с сожалением пояснил, что «ряд важных документов еще не принят, они находятся в стадии разработки».
Важным сейчас, по его словам, является соотношение бюджетных ассигнований и целей Госпрограммы, так как за последние три года финансирование Госпрограммы сократилось на 9%. Например, не удалось достигнуть показателей планового уровня по добыче газа из‑за теплого осенне-зимнего периода и сокращения поставок на Украину, а также из‑за снижения инвестиционной активности. Но, несмотря на это, Россия занимает второе место в мире по добыче газа, а отечественный ТЭК проводит все необходимые мероприятия социально-экономического характера, сохраняя кадры и развивая технологии.
Затем представитель Минэнерго подробно представил предварительные результаты за 2016 год ряда подпрограмм Госпрограммы, в частности, рассказал о совпадении показателей с целевыми индикаторами, говоря о потерях в сетях. Упомянул подпрограмму модернизации энергосбережения в обеспечении инфраструктурных объектов на Дальнем Востоке, строительстве там четырех ТЭС (теплоэлектростанций). Отметил конструктивную законодательную работу Госдумы и Правительства по введению рыночных механизмов в регулирование отрасли теплоснабжения.
Алексей Кулапин сообщил, что на 9% сократилось число аварий на электростанциях и на 4% в электросетях. Продолжается освоение нефтяных месторождений. Кроме того, за прошлый год произошел переход на топливо пятого поколения и выше. По его словам, потенциал газовой отрасли также превышает потребности внутреннего и внешнего рынка. Перечислив объемы строящихся газопроводы и перспективные проекты, резюмировал, что диверсификация потоков позволит Российской Федерации сохранить лидирующие позиции среди экспортеров газа.
Важным для достижения показателей энергоэффекритвности докладчик назвал и обеспечение безопасности, в частности, в угольной отрасли, и развитие ВИЭ.
Директор департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Ярослав Мандрон согласился с большинством выводов Минэнерго, остановившись в своем выступлении на проблемах. Одной из них Я.Мандрон назвал возможность появления «накопленной ошибки» из‑за различных систем мониторинга данных и методик государственных информационных систем, считая их в большой степени корпоративными. Еще одной проблемой, требующей решения уже к июню 2017 года, он назвал необходимость переформатирования Госпрограммы по энергоэффективности с учетом экологии в соответствии с перечнем поручений Госсовета по экологии.
В свою очередь, выступили представители министерств-соисполнителей по Госпрограмме: заместитель директора Департамента госполитики в области техрегулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений Минпромторга России Сергей Кораблев рассказал о разработке требований по классификатору энергоэффективности товаров, а представитель Минстроя России Александр Фадеев сообщил о большом количестве документов, подготовленных ведомством относительно требований к зданиям и сооружениям по энергоэффективности, рассказал о Приказе об установлении классов энергоэффективности для многоквартирных домов.
Аудитор Счетной палаты Российской Федерации Валерий Богомолов проинформировал членов Комитета по энергетике о результатах проведенных в рамках парламентского контроля проверок, в результате которых был сделан вывод о несоответствии целей Госпрограммы Энергетической стратегии развития до 2020 года. По его словам, «цели не увязаны со Стратегией». Критике аудитора подверглись и недостатки в планировании Минэнерго, и низкий уровень расходов бюджета, в частности по ВИЭ, и неравномерное использование и выделение средств, а также динамика производительности труда и энерго-обеспеченность инфраструктурных объектов Дальнего Востока. Так, аудитор указал на задержку сроков на 1,5 – 2 года по четырем строящимся на Дальнем Востоке ТЭС. «Все у нас должно решаться взимоувязано», — подчеркнул аудитор.
Позицию Счетной палаты поддержал Павел Завальный и депутаты – члены Комитета по энергетике. По их убеждению, неквалифицированное планирование уже привело к избыткам электроэнергии на рынке, что приводит к перекладыванию расходов на потребителей. «Важно не потерять будущий год и перспективу, — заявил П.Завальный. – Законы должны быть отражением Стратегии и её направлений».