В Госдуме обсудили стратегические направления развития системы среднего профобразования

1 из 6
Во время заседания Комитета по образованию и науке. Фото: Анна Исакова/Фотослужба Государственной Думы
Первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Олег Смолин и председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов во время заседания Комитета. Фото: Анна Исакова/Фотослужба Государственной Думы
Члены Комитета по образованию и науке Светлана Солнцева, Алексей Загребин и Гаджимет Сафаралиев во время заседания Комитета. Фото: Анна Исакова/Фотослужба Государственной Думы
Председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов во время заседания Комитета. Фото: Анна Исакова/Фотослужба Государственной Думы
Заместитель министра РФ образования и науки Людмила Огородова во время заседания Комитета по образованию и науке. Фото: Анна Исакова/Фотослужба Государственной Думы
Первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Геннадий Онищенко во время заседания Комитета. Фото: Анна Исакова/Фотослужба Государственной Думы
Во время заседания Комитета по образованию и науке. Фото: Анна Исакова/Фотослужба Государственной Думы
Первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Олег Смолин и председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов во время заседания Комитета. Фото: Анна Исакова/Фотослужба Государственной Думы
Члены Комитета по образованию и науке Светлана Солнцева, Алексей Загребин и Гаджимет Сафаралиев во время заседания Комитета. Фото: Анна Исакова/Фотослужба Государственной Думы
Председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов во время заседания Комитета. Фото: Анна Исакова/Фотослужба Государственной Думы
Заместитель министра РФ образования и науки Людмила Огородова во время заседания Комитета по образованию и науке. Фото: Анна Исакова/Фотослужба Государственной Думы
Первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Геннадий Онищенко во время заседания Комитета. Фото: Анна Исакова/Фотослужба Государственной Думы

/ 6

На заседании Комитета по образованию и науке, состоявшемся под председательством Вячеслава Никонова Никонов Вячеслав Алексеевич Никонов
Вячеслав Алексеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, депутаты, члены Совета Федерации, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, ученые, эксперты обсудили ход реализации Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года.

Заместитель министра образования и науки Людмила Огородова напомнила, что стратегия призвана создать единое образовательное пространство для подготовки профессиональных кадров. В соответствии с документом в регионах, в ведении которых уже несколько лет находится среднее профобразование, реализуются свои программы развития, софинансируемые из федерального бюджета.

В результате проведенной оптимизации с 2012 по 2016 год количество организаций, обучающих по программам начального и среднего профобразования, сократилось с 5053 до 3900. В 2016 году в них учились 2,85 млн. человек, что на 120 тысяч меньше чем в 2012 году. При этом, заметила Л.Огородова, в последние годы подготовка специалистов среднего звена увеличивается, в отличие от подготовки рабочих кадров.

Большинство колледжей относится к категории политехникумов. По словам замминистра, на следующем этапе оптимизации предстоит определить дальнейшую судьбу малокомплектных техникумов, распложенных в сельской местности. Иногда они настолько малочисленны, что эффективность финансирования из бюджета требует дополнительного анализа, пояснила Л.Огородова.

За рубежом, сообщила она, 40–50% финансирования подготовки кадров — это «внебюджет», так называемая индустриальная политика. В России внебюджетное финансирование составляет очень небольшую долю. В связи с этим на втором этапе оптимизации сети образовательных организаций следует найти эффективные механизмы государственно-частного партнерства и организовать подготовку кадров на территориях крупных предприятий и госкорпораций.

«Технологии быстро устаревают и обеспечить подготовку современных квалифицированных кадров только государственными средствами невозможно», — констатировала Л.Огородова. Вместе с тем, она признала, что система СПО по‑прежнему выполняет социальную функцию, что накладывает серьезные обязательства на тех, от кого зависит принятие решений.

Депутат Лидия Антонова Антонова Лидия Николаевна Антонова
Лидия Николаевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0121 (Люберецкий – Московская область)
отметила, что Стратегия должна носить межведомственный характер. Только в этом случае удастся решить поставленные задачи и в конечном счете убедить детей и их родителей, что рабочие специальности — это перспективно, это путь в средний класс, а практические знания не менее важны, чем интеллектуальные способности.

Генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Александр Лейбович, возглавляющий экспертный совет по среднему профобразванию и профобучению при Комитете Госдумы, полагает, что системе не достает внешнего контура управления. Нет пока и конкретных механизмов внедрения профстандартов и перехода к системе квалификаций. Отсутствует межрегиональное финансовое взаимодействие при подготовке кадров. Эксперт не исключил, что проблема может потребовать правового решения.

Поддерживая систему WorldSkills, призванную вывести рабочие профессии в России на качественно новый уровень, А.Лейбович заметил, что ее стандарты предназначены для проведения конкурсов и чемпионатов высших достижений, а не для базовой профподготовки, финансирование которой, по мнению эксперта, должно оставаться в приоритете.

Президент Союза директоров средних специальных учебных заведений Виктор Дёмин, признавая положительные изменения в системе СПО, вместе с тем констатировал, что профобразование развивается значительно медленнее, чем промышленное производство, техника и технологии. «Стараясь догнать, мы все равно отстаем, а нужно работать на опережение», — сказал он.

Между тем, по словам В.Дёмина, за последние пять лет обновлено только 4% оборудования, 17% сооружений находится в аварийном состоянии, а социальная сфера СПО не выдерживает никакой критики. Да и зарплата в СПО ниже, чем в организациях других уровней образования. «Пора говорить не только о профессиональных, но и о единых социальных стандартах в образовании», — резюмировал он.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Кресс предложил подумать о программе модернизации зданий колледжей и техникумов. В «особенно плачевном состоянии», по его словам, находятся спортивные залы, столовые, мастерские, общежития.

Заместитель председателя Комитета Любовь Духанина Духанина Любовь Николаевна Духанина
Любовь Николаевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0203 (Орехово-Борисовский – г.Москва)
обратила внимание депутатов и представителей исполнительной власти на то, что количество платных программ в СПО с каждым годом увеличивается в нарушение российского законодательства, в соответствии с которым этот уровень образования должен оставаться бесплатным.

Первый заместитель председателя Комитета Олег Смолин Смолин Олег Николаевич Смолин
Олег Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 140 (Москаленский – Омская область)
в развитие «социальной» темы поднял вопрос о повышении стипендии учащихся колледжей. Она, по его словам, должна быть не ниже прожиточного минимума.

С ним согласился и Григорий Балыхин Балыхин Григорий Артёмович Балыхин
Григорий Артёмович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, который в свою очередь удивился, узнав, что только 24% учащихся СПО получают социальную стипендию. «Ведь в колледжи и техникумы, как правило, идут ребята из малообеспеченных семей», — заметил он.

По итогам обсуждения выработаны рекомендации Правительству, профильному министерству и регионам.