Проблемы духовно-нравственного воспитания обсуждены на «круглом столе» в Госдуме
Комитет по образованию и науке в рамках V Рождественских Парламентских встреч провел «круглый стол» на тему: «Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы».
В обсуждении приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, региональных органов власти, представители Русской Православной Церкви, научно-педагогической и родительской общественности.
Открывая дискуссию, председатель Комитета Вячеслав Никонов
Никонов
Вячеслав Алексеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
подчеркнул, что духовное воспитание — это инструмент, который вырабатывает у человека иммунитет к разного рода негативным явлениям.
«В регионах, где основы светской этики и религиозной культуры преподают не только в четвертом, но и в старших классах, заметно меньше преступность и наркомания», — аргументировал он.
Возможности для сотрудничества государства и церкви в образовательной сфере имеются, но на светский характер российского образования никто не посягает, заверил В.Никонов.
«Наша задача — воспитывать граждан, которые будут нести в себе традиционные ценности, такие как справедливость, достоинство, честь, вера, семья», — отметил он.
Митрополит Ростовский и Новочеркасский, председатель синодального отдела религиозного образования Русской Православной Церкви Меркурий (Иванов) уверен: знакомство с традиционными религиями в общеобразовательной школе не анахронизм, а естественная и неотъемлемая часть воспитания и обучения. На повестке стоит много сценариев развития отечественной школы. Возвращение в школьную программу религиозно-культурологического компонента, основанного на изучении традиционных религиозных культур народов России — необходимая составляющая духовно-нравственного возрождения, которая будет оправдана при любом сценарии развития.
По словам митрополита Меркурия, 2016–2017 учебный год ознаменовался ростом процента тех, кто выбрал для своих детей основы православной культуры, как по России в целом (около 37%), так и практически в каждом федеральном округе.
В этом году основы православия изучают на 32 тысячи 400 четвероклассников больше, чем в прошлом. Число родителей, сделавших такой выбор, заметно увеличилось в Камчатском крае, Оренбургской, Магаданской, Тюменской областях, в Тыве, Чувашии и Чукотском автономном округе. В то же время в ряде регионов юга и Северного Кавказа процент тех, кто предпочел основы православия, по‑прежнему низок.
«Не везде это следствие этнографического состава населения, — заметил митрополит. — Для Северной Осетии, где около половины населения относят себя к православным христианам, основы православной культуры выбрали менее 2% родителей. Это де-факто признание запрета на изучение православия в регионе».
По словам митрополита Меркурия, в Приволжском федеральном округе, в Республике Татарстан, уже пятый год не удается преодолеть фактический запрет местных властей на изучение религиозных культур по выбору в школе.
Но наибольшую трудность представляет сохранение экспериментального характера преподавания. Пока это только один урок в неделю и только в четвертых классах. В общей сложности — 34 учебных часа. «Неадекватность временных затрат и воспитательных задач очевидна», — сказал митрополит.
Он также полагает, что практику религиозного образования в светской школе дискредитирует закономерное отсутствие хорошо подготовленных педагогов и слабая интеграция курса с другими предметами.
«Настало время переходить от экспериментального к адекватному формату преподавания религиозных культур со второго по десятый классы, — считает представитель РПЦ. — Такой проект был разработан еще в 2012 году. Самое время приступить к его реализации».
Начальник отдела поддержки этнокультурной специфики и особых форм образования департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Светлана Ермакова констатировала, что традиционные религиозные конфессии стали полноправными участниками образовательного процесса в светской школе, а религиозная культура — предметом активного общественного обсуждения.
Почти половина школьников четвертых классов знакомится с религиями, в большей степени с православием, остальные предпочитают основы светской этики.
По данным на 20 октября 2016 года, в России к преподаванию курса основ религиозных культур и светской этики приступили около 70 тысяч педагогов, в большинстве своем учителя начальных классов. Из них 95% еще до начала учебного года прошли курс повышения квалификации.
Недавнее тестирование педагогов, проводившееся на добровольной основе, показало: не все учителя хорошо знакомы с содержанием курса. Причем худшие результаты были по модулю «Основы православной культуры».
Представитель Минобрнауки признала и проблемы с учебниками. В каких‑то регионах их количество превышает число обучающихся, а где‑то пособий не хватает.
По словам С.Ермаковой, вопрос о введении обязательного изучения традиционных религий со второго по десятый класс нуждается в серьезной проработке и обсуждении. Но Министерство под руководством Ольги Васильевой уже предприняло определенные шаги по подготовке программы преподавания православной культуры.
Архиепископ Петергофский, ректор Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии Амвросий (Ермаков) убежден, что духовно-нравственное становление личности на всех этапах взросления должно проходить в творческом приобщении к религиозно-культурным ценностям. «Подобные инициативы обусловлены в том числе и дискуссиями о цивилизационном выборе России», — отметил он.
Научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН, академик Валерий Тишков предложил отказаться от преподавания светской этики в рамках курса. Этим вопросам, считает он, можно уделять внимание на истории, обществознании и во внеклассной работе. Тогда курс по основам религий будет более цельным, гармоничным и удобным для восприятия. Можно подумать и об увеличении часов, отведенных для изучения предмета, но водить его следует не в начальной, а в средней школе.
Член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Кондрашин большие возможности для духовно-нравственного воспитания видит в дополнительном образовании. В регионах, по его словам, такой опыт уже имеется.
Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамир Мухетдинов посетовал, что при разработке нового курса, посвященного основам духовно-нравственной культуры народов России, не было учтено мнение мусульман. «Мне бы не хотелось, чтобы в этом вопросе сработал фактор соревновательности и вслед за Москвой, Подмосковьем, Белгородчиной, Татарстаном, Тывой и Калмыкией стали усиленно вводить в школы занятия по религиозной культуре титульного населения. Хотя подобные команды главы республик Северного Кавказа уже дали», — заметил он.
Изучив разработанную департаментом образования Москвы книгу для учителей по основам исламской культуры, Д.Мухетдинов пришел к выводу, что она оскорбляет чувства верующих и закладывает в сознание молодых учащихся негативные представления об исламе. «Я задаюсь вопросом, стоит ли отправлять своего ребенка для обучения основам мусульманской веры в школу. Будет ли гарантировано честное и объективное освещение предмета? Не уверен. Поэтому рекомендовал бы ему основы светской этики или изучение всех религий», — признался он.
Первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Олег Смолин
Смолин
Олег Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 140 (Москаленский – Омская область)
считает проблему нравственного воспитания весьма актуальной. «Мы до сих пор не вышли из нравственной катастрофы, которая началась в 90-годы. В России 8,5 млн. человек употребляют наркотики, из них 3 млн. — на постоянной основе. Только 15% подростков отличаются гуманистической ориентацией, то есть способностью сопереживать и помогать другим», — сказал он.
Для решения проблемы, полагает депутат, необходимо объединение усилий светских и религиозных деятелей. Но применительно к воспитанию понятия «духовно-нравственное» и «религиозное» не тождественны.
«В советское время наша страна была одним из мировых лидеров по ориентации на так называемые нематериальные ценности. Сегодня мы уступаем социальным государствам Европы», — заметил О.Смолин.
Он также указал на риск разделения школьников по религиозному принципу. «Нужно законодательно уточнить, что мы понимаем под светским образованием и каковы пределы участия в образовательном процессе тех или иных конфессий», — предложил депутат и предостерег, что навязывание курса религиозных культур может в конечном итоге вызвать отторжение. Факультативное изучение предмета, по его словам, более всего способствовало бы согласию в обществе.