Комитет по энергетике рекомендовал Госдуме ратифицировать соглашение по «Турецкому потоку»
На очередном заседании, состоявшемся 18 января, Комитет Госдумы по энергетике утвердил положительное заключение на проект федерального закона № 58992–7 «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики по проекту газопровода «Турецкий поток».
Комитет рекомендовал Государственной Думе ратифицировать данное Соглашение, направленное на создание стабильной и прозрачной нормативно-правовой базы, включая налоговый и таможенный режим, способствующий эффективной реализации проекта на всех этапах от проектирования до поставок газа в Турцию и сопредельные европейские государства.
Документ был подписан в Стамбуле 10 октября 2016 года и уже ратифицирован турецкой стороной. Рассмотрение законопроекта на пленарном заседании Государственной Думы предлагается 20 января.
Как отметил, комментируя решение Комитета, его председатель Павел Завальный
Завальный
Павел Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 222 (Ханты-Мансийский – Ханты-Мансийский автономный округ - Югра)
, «российская сторона заинтересована в скорейшей ратификации Соглашения». По его словам, «Турецкий поток» — это важнейший инфраструктурный проект, решающий целый ряд задач в сфере энергетической безопасности, развития экономик России и Турции, двустороннего стратегического сотрудничества.
«Прежде всего, реализация проекта позволит снабжать потребителей Турции и Юго-Восточной Европы напрямую, существенно повышая энергетическую безопасность и экономическую эффективность поставок, снимая вопрос транзитных рисков, связанных с Украиной. Даже если оставить в стороне политические риски, связанные с украинским транзитом, надо учитывать, что газотранспортная система этой страны не модернизировалась в течение последних 25 лет, что представляет серьезную угрозу надежности поставок российского газа в Европу», — заявил председатель Комитета по энергетике Павел Завальный
Завальный
Павел Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 222 (Ханты-Мансийский – Ханты-Мансийский автономный округ - Югра)
. – «Кроме того, «Турецкий Поток» окажет значительный позитивный синергетический эффект на экономики наших стран, даст дополнительные рабочие места, заказы для предприятий смежных отраслей промышленности, новые возможности для бизнеса». «Не стоит забывать и о важности политического эффекта от усиления стратегического партнерства России и Турции в весьма неспокойном и геополитически значимом регионе»», — подчеркнул он.
Уполномоченными органами сторон по реализации Соглашения являются Министерство энергетики Российской Федерации и Министерство энергетики и природных ресурсов Турецкой Республики. Уполномоченными организациями, ответственными за реализацию Соглашения, являются ПАО «Газпром» от России и компания «БОТАШ» от Турции.
Соглашение регулирует вопросы проектирования, строительства и эксплуатации двух морских и двух сухопутных участков газопровода «Турецкий поток».
Газопроводная система пройдет через акваторию Черного моря из Российской Федерации (от компрессорной станции «Русская» в Краснодарском крае) до приемного терминала на побережье Турецкой Республики и будет состоять из двух ниток общей максимальной технической проектной производительностью 31,5 млрд куб. м газа в год, 15,75 млрд куб. м газа в год каждая. Ввод в эксплуатацию мощностей обеих ниток газопровода планируется до 30 декабря 2019 года Протяженность морского участка проекта составит около 920 км, транзитного сухопутного — около 200 км.
Соглашение содержит иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. В частности, статьей 9 Соглашения предусматривается освобождение от уплаты налогов на добавленную стоимость и на прибыль, а также таможенных сборов. Кроме того, Соглашение содержит арбитражную оговорку, которая противоречит нормам арбитражного процессуального законодательства. Согласно статье 247 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды в Российской Федерации рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В ходе заседания Комитета второй законопроект — № 50224–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О естественных монополиях» и статью 29 Федерального закона «Об электроэнергетике» (в части законодательного регулирования отношений, связанных с осуществлением субъектами естественных монополий инвестиционной деятельности) – также инициированный Правительством Российской Федерации, вызвал оживленную дискуссию.
Депутаты называли законопроект, который на Комитете представлял официальный представитель Правительства — заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Николай Подгузов, «сырым». Многочисленные вопросы представителю Минэкономразвития касались инвестиционных проектов, процедур их согласования, утверждения и изменения.
Комментируя законопроект, Павел Завальный
Завальный
Павел Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 222 (Ханты-Мансийский – Ханты-Мансийский автономный округ - Югра)
отмечал, что «по этому закону больше вопросов, чем ответов», а также указывал на «непонятную спешку» по его принятию.
Приглашенные на заседание эксперты – представители энергетических компаний, выступая с критикой законопроекта, предлагали установить четкие критерии для субъектов предпринимательской деятельности.
В заключении Комитета по энергетике как соисполнителя по законопроекту депутаты указали на целый перечень несоответствий и замечаний, подчеркнув, что «законопроектом вводится, по сути, новая дополнительная система контроля за инвестиционной деятельностью субъектов естественных монополий (СЕМ), в то же время представляется неясным и нерегламентированным механизм его реализации на практике, отсутствует анализ эффективности (неэффективности) действующей системы контроля инвестиционной деятельности СЕМ и ожидаемый эффект от применения данного законопроекта на примере конкретных СЕМ».
Поддерживая необходимость эффективного контроля за инвестиционной деятельностью СЕМ, члены Комитета единодушно признали, что законопроект требует доработки с учетом имеющихся замечаний, поэтому Комитет по энергетике «не рекомендует его принятие в представленном виде в первом чтении».
Кроме того, на заседании Комитета были утверждены составы секций Экспертного совета при Комитете по энергетике, изменен состав рабочей группы по подготовке законопроекта № 632833–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике», дополнен состав рабочей группы по доработке проекта федерального закона № 1886603–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения» и принят ряд организационных решений.