Комитет по международным делам рекомендовал Госдуме приостановить соглашение с США об утилизации плутония

1 из 5
Заседание Комитета Государственной Думы по международным делам.
Заседание Комитета Государственной Думы по международным делам.
Заседание Комитета Государственной Думы по международным делам.
Заседание Комитета Государственной Думы по международным делам.
Заседание Комитета Государственной Думы по международным делам.
Заседание Комитета Государственной Думы по международным делам.
Заседание Комитета Государственной Думы по международным делам.
Заседание Комитета Государственной Думы по международным делам.
Заседание Комитета Государственной Думы по международным делам.
Заседание Комитета Государственной Думы по международным делам.

/ 5

На заседании Комитета по международным делам, состоявшемся 17 октября под председательством Леонида Слуцкого Слуцкий Леонид Эдуардович Слуцкий
Леонид Эдуардович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией ЛДПР - Либерально-демократической партией России
, депутаты рассмотрели внесенный Президентом законопроект «О приостановлении Российской Федерацией действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области и протоколов к этому Соглашению».

В проекте предложено приостановить действие соглашения от 2002 года и двух протоколов к нему, подписанных в 2006 и 2010 годах, «в связи с коренным изменением обстоятельств, возникновением угрозы стратегической стабильности в результате недружественных действий Соединенных Штатов Америки в отношении Российской Федерации» и неспособности США обеспечить выполнение принятых обязательств по утилизации избыточного оружейного плутония в соответствии с соглашением и протоколами.

Двустороннее соглашение, действие которого Госдуме предложено приостановить, предусматривает утилизацию каждой из сторон 34 тонн оружейного плутония, объявленного излишним для военных программ.

Протоколы регулируют вопросы гражданской ответственности за ущерб, финансовые аспекты утилизации, а также фиксируют договоренности о способе утилизации, согласно которым, подпадающий под действие соглашения плутоний должен утилизироваться путем облучения в ядерных реакторах.

В законопроекте перечислены условия возобновления российской стороной действия соглашения и связанных с ним протоколов. В частности, Россия ждет от США четкого плана необратимой утилизации плутония, подпадающего под действие соглашения.

Речь также идет о сокращении военной инфраструктуры и численности контингента войск США, размещенных на территориях стран — членов НАТО, вступивших в альянс после 1 сентября 2000 года, до уровня, на котором они находились на день вступления в силу соглашения и протоколов.

Кроме того, США следует отказаться от недружественной политики в отношении России. В частности, должны быть отменены закон Сергея Магнитского, принятый в 2012 году, и закон от 2014 года о поддержке свободы Украины, допускающий вмешательство во внутренние дела РФ.

Россия настаивает на отмене всех санкций, введенных США в отношении отдельных субъектов Федерации, российских юридических и физических лиц, и требует компенсировать ущерб от введения таких санкций.

Заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков, представляя документ на заседании Комитета, акцентировал внимание депутатов на содержательной части принятого Президентом решения.

С.Рябков напомнил, что соглашение об утилизации оружейного плутония, подписанное в начале 2000-х, вступило в силу лишь в 2011 году.

«Столь долгий срок, — пояснил он, — связан с эволюцией российского и американского отношения к концепции утилизации плутония и использования его в качестве топлива в энергетических реакторах. В вопросе о будущем мирной атомной энергетики мы с американцами начали расходиться довольно давно. В итоге это и привело к заключению второго протокола от 2010 года, в соответствии с которым весь объем утилизируемого плутония должен облучаться в ядерных реакторах».

По словам заместителя министра, соглашение заключалось при положительной динамике российско-американских отношений и вступило в силу на волне «перезагрузки», когда существовала определенная надежда на уменьшение силового фактора в политике и отход от практики политического давления, включая санкционные ограничения.

«Однако начиная с 2011 года американцы предприняли ряд недружественных действий в отношении России. Были приняты законы, направленные на вмешательство во внутренние дела нашей страны, дестабилизацию внутриполитической обстановки, поддержку экстремизма, сепаратизма, экономической преступности, — констатировал С.Рябков. — После воссоединения Крыма с Россией в 2014 году США ввели серьезные экономические и политические санкции в отношении нашей страны в целом, ее отдельных территорий, юридических и физических лиц. Под санкциями в настоящее время находится более 280 российских юридических и 81 физическое лицо».

Кроме того, по словам С.Рябкова, под предлогом событий на Украине началось активное наращивание военного присутствия США в непосредственной близости от российских границ, активизировалось развитие ПРО в ущерб безопасности, что привело к весьма ощутимому подрыву глобальной стратегической стабильности. США и их союзники начали открыто заявлять о переходе к политике сдерживания в отношении России.

«Предпринимая все усилия к тому, чтобы такие действия не привели к скатыванию в конфронтацию, мы не можем оставлять их без внимания. Ответные меры дозированы и выверены, — подчеркнул заместитель министра. — Предлагаемое нашим Президентом решение — ясный сигнал Вашингтону о том, что пытаться говорить с Россией с позиции силы, языком санкций и ультиматумов, продолжая при этом выборочное сотрудничество там, где это выгодно США, не получится».

С международно-правовой точки зрения совокупность предпринятых США антироссийских шагов привела к коренному изменению обстоятельств, существовавших на момент заключения соглашения. В соответствии со статьей 62 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года это является основанием для приостановления действия соглашения, подытожил С.Рябков.

Еще одна причина приостановления, по его словам, заключается в том, что США в одностороннем порядке взяли курс на смену согласованной технологии утилизации плутония.

«Вместо облучения в реакторах американцы намереваются смешивать его с химическим наполнителем и захоранивать в соляных штольнях. Такая стратегия не обеспечивает необратимость утилизации, позволяя Вашингтону сохранить так называемый возвратный потенциал», — пояснил заместитель министра.

По итогам состоявшегося обсуждения депутаты единогласно рекомендовали палате приостановить соглашение с США об утилизации плутония.

При этом в заключении Комитета особо подчеркивается, что Россия не отказывается от взятых обязательств в области ядерного разоружения. Российский плутоний, подпадающий под действие соглашения, не будет использован для изготовления ядерного оружия, равно как и для других военных целей.

Первый заместитель председателя Комитета Светлана Журова Журова Светлана Сергеевна Журова
Светлана Сергеевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 111 (Всеволожский – Ленинградская область)
сообщила, что законопроект согласован со всеми фракциями и будет рассмотрен на пленарном заседании 19 октября.

«Несомненно, это важный документ для Российской Федерации, особенно в ситуации обострения отношений с Соединенными Штатами и недружественными шагами по отношению к России. Мы не можем не реагировать на происходящее. Законопроект о приостановлении соглашения является ответной реакцией на действия США», — заключила С.Журова.