В Госдуме обсудили механизмы государственной поддержки малых форм хозяйствования

1 из 7
«Круглый стол» Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам натему«Совершенствование механизмов государственной поддержки малых форм хозяйствования».
«Круглый стол» Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам натему«Совершенствование механизмов государственной поддержки малых форм хозяйствования».
«Круглый стол» Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам натему«Совершенствование механизмов государственной поддержки малых форм хозяйствования».
«Круглый стол» Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам натему«Совершенствование механизмов государственной поддержки малых форм хозяйствования».
«Круглый стол» Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам натему«Совершенствование механизмов государственной поддержки малых форм хозяйствования».
«Круглый стол» Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам натему«Совершенствование механизмов государственной поддержки малых форм хозяйствования».
«Круглый стол» Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам натему«Совершенствование механизмов государственной поддержки малых форм хозяйствования».
«Круглый стол» Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам натему«Совершенствование механизмов государственной поддержки малых форм хозяйствования».
«Круглый стол» Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам натему«Совершенствование механизмов государственной поддержки малых форм хозяйствования».
«Круглый стол» Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам натему«Совершенствование механизмов государственной поддержки малых форм хозяйствования».
«Круглый стол» Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам натему«Совершенствование механизмов государственной поддержки малых форм хозяйствования».
«Круглый стол» Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам натему«Совершенствование механизмов государственной поддержки малых форм хозяйствования».
«Круглый стол» Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам натему«Совершенствование механизмов государственной поддержки малых форм хозяйствования».
«Круглый стол» Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам натему«Совершенствование механизмов государственной поддержки малых форм хозяйствования».

/ 7

23 июня Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам провел «круглый стол» на тему: «Совершенствование механизмов государственной поддержки малых форм хозяйствования». В мероприятии приняли участие депутаты Госдумы, представители федеральных органов власти, руководители образовательных, научных учреждений и организаций, отраслевых союзов и ассоциаций АПК, руководители и специалисты аграрных предприятий, фермерских казачьих хозяйств, индивидуальные предприниматели, представители кооперационного проекта Германо-российского аграрно-политического диалога, научные сотрудники и эксперты.

Вела заседание член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Светлана Максимова Максимова Светлана Викторовна Максимова
Светлана Викторовна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0179 (Тверской – Тверская область)
. Во вступительном слове она отметила, что к малым формам агробизнеса относятся фермерские и часть личных подсобных хозяйств.

По её словам, в настоящее время происходит процесс кооперирования сельхозтоваропроизводителей: «вовлечение личных хозяйств и мелких фермерских хозяйств в различные формы кооперативов, что позволяет улучшить экономические показатели и решить ряд социальных проблем села». Но для формирования совершенствования механизмов малых форм хозяйствования необходимо преодолеть социально-экономический кризис в АПК, связанный, по мнению депутата, с новыми экономическими условиями, и «роль сельхозпроизводителей в продовольственном обеспечении страны велика, а по некоторым товарным позициям является определяющей».

Среди проблем С.Максимова назвала: барьеры во взаимодействии органов власти и сельхозпредпринимателей при оформлении и регистрации сельхозугодий для малых форм хозяйствования; отсутствие юридической помощи и ее доступности для сельхозпроизводителей; доступность информации в сфере программ и субсидий по поддержке малых форм хозяйствования.

Депутат уверена, что человек, работающий на селе, не должен тратить время на преодоление административных барьеров, и в этом её поддержало большинство участников «круглого стола».

Кроме того, С.Максимова представила проект программного документа партии «Единая Россия» по развитию отечественного сельского хозяйства, состоящий из круга следующих задач: по обеспечению продовольственной безопасности, повышению доступности и качества продуктов питания для населения; повышению доходности отечественных сельхозпроизводителей и снижению административной и налоговой нагрузки на них; введению в оборот неиспользуемых земель сельхозназначения и повышению доступности земельных ресурсов для отечественных сельхозпроизводителей; по технической модернизации отрасли и расширению возможностей агролизинга; по обеспечению АПК квалифицированными кадрами; по развитию сельских территорий, обеспечению занятости и достойного уровня жизни на селе.

Ректор Московского государственного университета технологий и управления имени имени К.Г.Разумовского Валентина Иванова, говоря об актуальности поднятой комитетом темы и программы Единой России, а также о выполнении Доктрины национальной продовольственной безопасности, упомянула два важных показателя — производство молока и мяса, которые так и не были достигнуты. Но она выразила уверенность, что у малых хозяйств «большой потенциал, который мы сможем повернуть в нужную нам сторону».

Нужно, считает ректор, «выстроить цепочку совместно», чтобы отвоевать позиции не только в сельхозпроизводстве, но и в переработке продукции, в которой за период, когда был открыт рынок для иностранцев, они заняли более 60% в переработке в целом, по молоку — 70%, в переработке овощей 50%, более 70% — фруктов, 80% — в пивоварении.

В.Иванова, говоря о губительной деятельности посредников, торговых сетей и систем хранения, недоступных для малого бизнеса, заявила о необходимости создания альтернативных сетей и путей продвижения продукции, призвала государство активнее включаться в эту работу, создавая стимулы и преференции для отечественных сельхоз производителей.

Чтобы осуществить «переход на новый технологический уклад и сформировать серьёзную волну роста», Валентина Иванова обозначила пять шагов. Первый – активное и широкое обсуждение научных основ развития АПК. Второй – создание системы инноваций и внедрения НИР в малый бизнес. Третий – развитие сельхозконсультирования и сельхозкооперации. Четвертый – организация сбыта, хранения и переработки продукции малых форм хозяйствования в шаговой доступности к ним. Пятый – механизм поддержки малых форм хозяйствования через нормативно-правовые акты и закупка для нужд государства в регионах принадлежности, в первую очередь, для соцпитания. Тогда, уверена ректор, может быть сформирован механизм отслеживания национальной системы качества.

Заместитель генерального директора АО «Росагролизинг» Наталья Зудина рассказала об опыте взаимодействия Росагролизинга с компаниями малого и среднего бизнеса, подробно остановившись на работающей последние три года программе технического перевооружения. По её мнению, малое и среднее предпринимательство — «основной драйвер роста на селе».

Н.Зудина также проинформировала, что сейчас в 3–4 раза меньше работает техники на селе, чем в 1991 году, хотя средств выделяется больше. В 2016 году объем сельхозтехники, поставленный по программе перевооружения фермерских хозяйств, составил 5666 единиц на сумму более 9 млрд рублей, и 16 единиц техники впервые за последние годы были поставлены в учебные заведения.

При этом представитель Росагролизинга констатировала, что спрос у предпринимателей на энергонасыщенную и высокопроизводительную технику.

Представитель Минсельхоза России — Директор Департамента развития сельских территорий Владимир Свеженец рассказал о грантовой поддержке оказываемой государством малым формам хозяйствования. По его словам, «в соответствии с действующими нормативными актами Минсельхоз предоставляет субсидии бюджетам субъектов Федерации, региональные программы которых прошли отбор в порядке, установленном Минсельхозом России».

Поддержка крестьянских фермерских хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов осуществляется в рамках специальной подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы.

В 2015 году из федерального бюджета были направлены субсидии в объеме 3,2 млрд рублей 79 субъектам Российской Федерации на софинансирование мероприятий по грантовой поддержке начинающих фермеров. Из региональных и местных бюджетов направлено 0,8 млрд руб. В 2016 году начинающим фермерам в федеральном бюджете предусмотрено 3,9 млрд руб. В текущем году господдержка оказана 2 313 начинающим фермерам.

Говоря о развитии семейных животноводческих ферм, В.Свеженец сообщило господдержке в 2015 году 73 субъектам Федерации в 3,075 млрд руб, и региональном софинансировании в размере 1,04 млрд руб. В 2016 году на фермы в федеральном бюджете предусмотрено 3,5 млрд руб. Ппо состоянию на 9 июня 2016 года государственная поддержка оказана 471 семейным животноводческим фермам.

По словам представителя Минсельхоза России, с 2015 года началась грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития их материально-технической базы. На эти цели из федерального бюджета были выделены средства в объеме 0,4 млрд руб. По его словам, в приоритетном порядке гранты выделяются кооперативам, занимающихся сбором, обработкой и реализацией молока, мяса, рыбы и аквакультуры, птицы, картофеля, грибов, овощей, плодов и ягод, в том числе дикорастущих. Поддержку получили 88 кооперативов в 25 регионах.

В настоящее время, по заявлению В.Свеженца, Минсельхозом России совместно с отраслевыми союзами и ассоциациями ведется работа по усовершенствованию грантовых программ поддержки малых форм хозяйствования по увеличению максимального размера гранта начинающим фермерам с 1,5 млн до 3 млн руб…, семейным животноводческим фермам в области молочного скотоводства – с 21 млн до 30 млн руб.

В ходе обсуждения участники «круглого стола» отмечали, что государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования направлена на рост производства и объема реализации отечественной сельхозпродукции, производимой малыми формами хозяйствования на селе, а также на развитие альтернативных видов деятельности для сельского населения. Обеспечивается их доступ к краткосрочным и инвестиционным заемным средствам, получаемым в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.

Кроме того, господдержка предоставляется в виде субсидий бюджетам субъектов Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам банков и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах фермерскими хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.

Участники также отмечали, что наряду с успешной грантовой помощью сохраняется целый ряд проблем, связанный с профессиональной подготовкой кадров для села.

Для увеличения производительности труда и урожайность, повышения уровня продовольственной безопасности и конкурентоспособности отечественного продовольствия Союз производителей сельхозтехники и оборудования для АПК «СОЮЗАГРОМАШ» предложил поднять тему возрождения отрасли тракторного и сельскохозяйственного машиностроения как составной части инженерно-технической системы агропромышленного комплекса страны, потому что именно эта отрасль сегодня нуждается в совершенствовании механизмов господдержки.

Чтобы добиться успеха в импортозамещении, предлагалось разработать и принять федеральный закон «Об агропромышленном комплексе, его структуре и организации управления», а также «узаконить сельскохозяйственное машиностроение делом чрезвычайной государственной важности». Необходимо, уточнив, внести в документы «экономико-политическое понятие» — «Агропромышленный комплекс», а также «Система инженерно-технического обеспечения АПК». Решение этих вопросов, по мнению членов Союзагромаша, даст возможность учитывать в государственной статистической отчетности «Сельхозмашиностроение» как отрасль промышленности, чего нет в настоящее время.

Минпромторгу России предлагалось воссоздать «Департамент сельхозмашиностроения», что придаст отрасли статус ведущего звена инженерно-технической системы обеспечения АПК.

Также отмечалось, что размер утилизационного сбора завышен. Выступающие предлагали Минпромторгу подготовить Программу об утилизации сельхозтехники, аналогичную утилизации автотехники гражданского назначения.

Более того, для повышения производительности и эффективности АПК, в первую очередь, предлагалось: наложить мораторий на пять лет по долгам сельхозпроизводителей, что повысит доступность техники для аграриев (сейчас просроченных долгов у предприятий АПК более 2 трлн руб.); увеличивать в течение пяти лет докапитализацию Росагролизинга по 5 млрд рублей ежегодно на обновление парка машин; произвести техническое перевооружение сельхозпредприятий, для чего требуются дешёвые (6–7%) и долгосрочные (10–15 лет) кредиты, снижение налоговых нагрузок, господдержка на один гектар угодий в рамках европейского уровня и, наконец, специальные цены на ГСМ и энергоносители, причем, цены на ГСМ должны быть не выше уровня 20% рентабельности нефтеперерабатывающих заводов.

Все высказанные предложения Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам аккумулирует и по итогам обсуждения подготовит рекомендации «круглого стола».