В Думе обсудили правовое регулирование зеленых поясов крупных городов
/ 9
31 мая прошло расширенное заседание секции Высшего экологического совета Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии на тему «Актуальные проблемы правового регулирования создания лесопарковых зеленых поясов крупных городов».
В мероприятии под руководством председателя Комитета Владимира Кашина
Кашин
Владимир Иванович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
приняли участие депутаты Государственной Думы, представители исполнительной власти, а также многочисленные эксперты и специалисты.
В своем вступительном слове В.Кашин подчеркнул, что «в мире насчитывается всего 23 мегаполиса, население которых превышает 10 млн человек. Москва входит в число таких городов и поэтому нуждается в особой защите своей природы». Депутат рассказал, что «первый лесопарковый пояс столицы был создан в 1935 году. На тот период он насчитывал порядка 169 тыс. га и был неотъемлемой частью планировочной структуры города. Сегодня зеленая зона сократилась до 70 тыс. га».
Присутствующие отметили, что лесопарковый защитный пояс Москвы играет важную роль в градостроительной концепции развития столицы. Он является ключевым фактором здоровья населения, улучшает экологию мегаполиса, выполняет архитектурно-художественные и рекреационные задачи. К сожалению, в современных условиях проблема сокращения лесных насаждений Москвы и Подмосковья, а также других крупных городов и их окрестностей, остается крайне острой. В результате застройки и развития инфраструктуры их площадь постоянно сокращается.
В этой связи в Государственную Думу был внесен проект федерального закона № 978789–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов».
Документом определяются особенности установления правового режима таких поясов, а также административной ответственности за его нарушение. В соответствии с проектом зеленый пояс становится объектом общественного контроля, и высшее должностное лицо субъекта становится обязанным составлять отчет о его состоянии, включая материалы фотофиксации, и представлять их в законодательный орган субъекта.
Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик поддержал концепцию закона, однако заявил, что у ведомства есть ряд замечаний к тексту. По его словам, «необходимо обеспечить баланс между экологической безопасностью населения и эффективным развитием территории». Выступающий обратил особое внимание на критерии формирования лесопарковых лесов и сделал акцент на вопросе лесовосстановления. «Сейчас есть категории лесопользователей, на которых не возложена обязанность по восстановлению лесов. В частности, это недропользователи и владельцы линейных объектов. Ежегодно более 100 тыс. га выходят из‑под рубки без обязательств по лесовосстановлению», — пояснил он.
Председатель президиума Межрегионального общественного движения «В защиту конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду «Зеленая альтернатива» Олег Митволь констатировал необходимость конкретизации понятия «лесопарковый зеленый пояс», установления исчерпывающего перечня видов хозяйственной деятельности, запрещенной в границах зеленого пояса, и ограничения размещения в его границах объектов капитального строительства.
Участники мероприятия высказались за увеличение числа сотрудников лесной службы, расширение производства посадочных материалов и создание вокруг Москвы «сквозной» сети экологически значимых территорий, которые должны охватывать не только столицу, но и пригородную зону.
Работа над законопроектом будет продолжена в Комитете по природным ресурсам, природопользованию и экологии.