Законодательное регулирование обязательных видов страхования обсудили в Госдуме

В Госдуме состоялся «круглый стол» на тему: «О реализации страховыми организациями и Банком России норм законодательства, регулирующих обязательные виды страхования», организованный Комитетом по финансовому рынку.

Открывая дискуссию, член Комитета Борис Кашин Кашин Борис Сергеевич Кашин
Борис Сергеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации»
заметил, что, несмотря на то, что действующий состав Госдумы уделял значительное внимание значимой сфере, как страхование, были приняты экономически и социально обоснованные нормативные акты, как, например, о мегарегуляторе в страховой сфере, поправки к закону об ОСАГО, новый закон о страховании гражданской ответственности перевозчика, закон об актуарной деятельности. Однако организовать обсуждение в котором принимали бы участие представители страховых организаций, Центробанка, министерств и ведомств получилось впервые.

Директор Департамента страхового рынка Банка России Игорь Жук представил анализ рынка наиболее распространенного их обязательных видов страхования – ОСАГО. Эксперт обратил внимание на то, что действующее законодательство в этой сфере принималось для другого рынка и для другого количество компаний. Требования к качеству активов страховых компаний, к перечню оказываемых ими услуг стали строже, и несоответствие им – одна из основных причин ухода компаний с рынка. Как серьезную проблему страхового законодательства И.Жук обозначил то, что нередко качественный документ дезавуируется другим, например, применение давно ожидаемой единой методики расчета стоимости ремонта фактически блокируется письмом Минюста. Также ведется работа по оптимизации механизма досудебного урегулирования убытков.

Крайне болезненные последствия вызывает засилье посредников между страховыми компаниями и клиентами, это часто приводит к тому, что во многих регионах приобретение страхового полиса становится почти нерешаемой проблемой, открывая дорогу для деятельности мошенников и распространению фальшивых полисов. Здесь необходимы совместные усилия, как законодателей, так и участников страхового рынка.

Из приоритетных направлений развития ОСАГО, которые позволили бы развернуть эту сферу к потребителю, И.Жук обозначил развитие электронного ОСАГО, которое должно предоставляться всеми компаниями на всей территории России, меры по уточнению процедуры урегулирования ущерба, развитие практики возмещения ущерба в натуральной форме, введение новых коэффициентов тарифов для нарушающих Правила дорожного движения водителей. Также большие надежды возлагаются на распространение системы многостороннего агентского договора, что, по мнению представителя Центробанка, подключит к мероприятиям по упорядочению страхового рынка фактор саморегулирования.

Говоря о страховании особо опасных объектов, И.Жук подчеркнул, что Центробанком ведется мониторинг по различным типам объектов, на основании данных которого корректируются тарифы. Подобный мониторинг ведется и в сфере страхования гражданской ответственности перевозчиков, и его данные позволяют снизить тарифы по большинству видов транспорта. Также в этой сфере ведется работа по упорядочению механизма получения возмещения пострадавшими.

Председатель Экспертного совета по страхованию Комитета по финансовому рынку Александр Коваль обозначив «с точки зрения потребителя», такие проблемы рынка ОСАГО как рост тарифов, трудности с получением полиса, преимущественно судебное урегулирование ущерба, навязывание дополнительных услуг, актуализация и присвоение коэффициента бонус-малус, порой — пренебрежение правами пострадавших. Это усугубляется неэффективностью деятельности по защите прав потребителя финансовых услуг, практикой системного отзыва лицензий, отсутствием ответственности со стороны страховых компаний, низким уровнем рентабельности на рынке, высоким уровнем судебных издержек, неэффективностью страхового надзора. Такая ситуация не только болезненна для потребителя, но и отрицательно сказывается на деятельности страховых компаний. Преодоление этих тенденций А.Коваль видит в развитии системы система страхового надзора, особенно — на региональном уровне, где возможно быстрее реагировать на острые запросы. Также, по мнению эксперта, необходимо стимулировать продажу полисов компаниями, для чего была предложена такая радикальная мера, как мораторий на контроль за качеством активов страховых компаний. Кроме этого, А.Коваль считает необходимым принятие закона о финансовом уполномоченном, что даст дополнительный и понятный гражданам механизм защиты прав потребителя.

Первый заместитель Комитета по транспорту Виталий Ефимов Ефимов Виталий Борисович Ефимов
Виталий Борисович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0023 (Мордовский – Республика Мордовия)
обратил внимание на то, что система страхования автогражданской ответственности, должна, помимо прочих задач, способствовать повышению безопасности дорожного движения. Также депутат призвал провести тщательный расчет объема необходимых резервов, чтобы изыскать возможность снижения тарифов, которые в настоящее время очень высоки, особенно для жителей регионов.

Заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин дал разъяснения по вопросу применения Европротокола в России. Заместитель Директора Департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева, говоря о вопросах совершенствования страхового законодательства и правоприменительной практики в этой сфере, подчеркнула важность синхронизации усилий страховщиков и страхователей в такой работе.

В дальнейшей дискуссии участники затронули тему доступности разных видов страхования, понимая под эти не только удобный для потребителя тариф, получение без необязательных затруднений полиса, вразумительное возмещение при наступлении страхового случая, но и экономическую целесообразность для компаний заниматься такой деятельностью.

Также представителями страховых компаний было высказано предложение о том, чтобы при заключении договора по обязательным видам страхования клиент имел возможность в той или иной степени самостоятельно выбрать комплекс услуг, которые хотел бы получить а также форму возмещения ущерба. Это, по мнению участников обсуждения, смогло бы, в том числе, частично снизить остроту проблемы высоких тарифов.

Были также затронуты вопросы совершенствования механизма выплат возмещения пострадавшим, уточнения методики расчета ущерба, обеспечения качества услуг.

Неоднозначным оказалась позиция участников обсуждения по вопросу о натуральном возмещении ущерба при ДТП, то есть – проведении ремонта вместо денежных выплат. С одной стороны, такая практика действительно снижает вероятность злоупотреблений, с другой стороны – как обеспечить качество ремонта, как избежать затягивания его сроков, как оперативно отслеживать изменения рыночной стоимости деталей, материалов, работ?

Также участники обсудили развитие страхования ответственности перевозчика и особенности такой новой для России практики, как страхование опасных объектов.

Завершая обсуждение, Б.Кашин сообщил участникам, что на основании высказанных замечаний и предложений, Комитет разработает Рекомендации, которые не только будут разосланы во все заинтересованные структуры, но и послужат руководством к действию для депутатов нового созыва.