Выступление Сергея Нарышкина на заседании Законодательного Собрания Ленинградской области (30 марта 2016 года)

1 из 6
Участие в заседании Законодательного собрания Ленинградской области.
Участие в заседании Законодательного собрания Ленинградской области.
Встреча с членами Общественной палаты Ленинградской области.
Встреча с членами Общественной палаты Ленинградской области.
Встреча с членами Общественной палаты Ленинградской области.
Встреча Сергея Нарышкина с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко и Председателем Законодательного собрания Ленинградской области Сергеем Бебениным.
Участие в заседании Законодательного собрания Ленинградской области.
Участие в заседании Законодательного собрания Ленинградской области.
Встреча с членами Общественной палаты Ленинградской области.
Встреча с членами Общественной палаты Ленинградской области.
Встреча с членами Общественной палаты Ленинградской области.
Встреча Сергея Нарышкина с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко и Председателем Законодательного собрания Ленинградской области Сергеем Бебениным.

/ 6

Уважаемые коллеги!

Выступал в этом зале в начале 2012 года, почти сразу после выборов в Госдуму и Законодательное собрание Ленинградской области. И потом мы не раз встречались в самых разных форматах на федеральных и региональных мероприятиях в области, которых за последние четыре года прошло очень много.

Для начала отмечу один исторический факт: 20 марта исполнилось 22 года, как состоялись первые выборы в Законодательное собрание региона. А уже меньше, чем через полгода в области будет избран новый, шестой по счету, депутатский созыв. В этот же день, в единый день голосования 18 сентября, будет избрана и новая Госдума, где с перерывом в девять лет вновь появятся депутаты, победившие в одномандатных округах.

Для вас такой порядок не новость. В парламентской традиции области были и мажоритарная, и смешанная системы. Опыт ведения выборных кампаний у вас такой же солидный, как и практика законодательной работы.

Между тем, каждый депутатский мандат, как федеральный, так и региональный и местный, действует до последнего дня срока полномочий. И мы обязаны действовать в том же темпе, что и предыдущие годы. Все мы, депутаты разных уровней, должны руководствоваться интересами нашей страны и ее граждан.

Будучи избранным в Госдуму от Ленинградской области, хотел бы остановиться на актуальных для нее вопросах. Область обладает высоким экономическим и промышленным потенциалом, что делает ее одним из самых инвестиционно привлекательных регионов.

Даже в столь непростой экономической и внешнеполитической ситуации, в условиях так называемых антироссийских санкций, область демонстрирует весьма неплохие показатели. Создание новых производств и современных рабочих мест, поддержка бизнеса, инвесторов дают позитивные результаты.

Доходы регионального бюджета в прошлом году были самыми высокими за последние десятилетия. Валовой региональный продукт превысил 800 миллиардов рублей. Вырос объем инвестиций в основной капитал. А жилья, школ и больниц построено на 30% больше, чем в предыдущий год. Между тем, строительство – это сильнейший «локомотив», который тянет за собой развитие всего реального сектора региональной экономики. Кроме того, это существенный стимул для организации комфортной жизни людей.

В числе приоритетных задач – сделать более качественными и доступными образование, здравоохранение, культуру, дать гражданам больше возможностей для самореализации независимо от места их проживания. Причем, нужно распределять и финансы, и другие ресурсы сразу по нескольким направлениям: поддерживать крупные инвестиционные проекты, но при этом не забывать о газификации сел, капитальном ремонте жилья, строительстве и ремонте дорог и экологических объектов по переработке отходов. Конечно, нужно постоянно заботиться о семьях с детьми, пожилых гражданах и инвалидах – обо всех, кто нуждается в повышенном внимании государства.

Кстати, социальная политика выходит на первый план и в общеевропейской повестке. Примером тому недавняя конференция в Турине по Европейской социальной хартии. Миграционные волны и международный терроризм, а также закулисные переговоры европейских лидеров с Соединенными Штатами Америки по трансатлантическому партнерству создают новые вызовы не только экономическому, но и социальному благополучию на континенте.

Нужно внимательно отслеживать эти процессы, планируя социально-экономическое развитие России. И, конечно, укреплять давние торговые, туристические и иные связи с ближайшими странами, строить добрососедские отношения, которые неподвластны никаким санкциям.

В ближайшее время область введет систему проектного управления, примет новую Стратегию развития. И хотя это не столько детальный, сколько рамочный документ, он обозначает приоритеты не только на ближайшие годы, но и на долгосрочную 15-летнюю перспективу.

Добавлю, что здесь нужно обязательно и в полной мере опираться на те законодательные возможности, которые созданы в последние годы на федеральном уровне. Имею в виду законы о стратегическом планировании, о промышленной политике, о государственно-частном партнерстве и концессиях, контрактной системе госзакупок. Все эти инструменты должны работать здесь, на месте.

А теперь хотел бы вернуться к тому, что произойдет уже через полгода по итогам избирательной кампании. Сразу скажу, что выборы этого года особенные. И вот по каким причинам.

Во‑первых, они пройдут в условиях серьезной политической конкуренции, что связано с возросшим авторитетом Госдумы, региональных законодателей и в целом российского парламентаризма. Это заставляет всех нас соответствовать такому новому в глазах людей статусу. При этом для самой избирательной кампании это своего рода вызов, который уже заставляет меняться и ее саму.

Очевидно, не все из претендентов на депутатские мандаты к этому готовы. Кто‑то начнет использовать старые, как им кажется, «проверенные», схемы, а вместо содержательной дискуссии сосредоточится на огульной критике «всего и вся».

Но у кандидатов с опытом парламентской работы есть свои, что называется, «естественные» преимущества. Это не только закаленность в баталиях, но прежде всего, выполненные наказы избирателей и успешные законодательные инициативы. К тому же многие из нынешних парламентариев серьезно «выросли» в острейшем противодействии антироссийской политике группы западных стран, где наши законодательные решения и другие инструменты парламентской дипломатии стали заметным фактором внешнеполитического диалога. Знаю, что такой багаж есть и у вас – депутатов Законодательного собрания Ленинградской области.

Спецификой Госдумы шестого созыва стало то, что в геополитической борьбе мы постоянно использовали самые сильные стороны парламента: знание права и умение донести юридические аргументы до международных структур. К примеру, в Госдуме еще в 2014 году была создана специальная рабочая группа по мониторингу украинского законотворчества, то есть почти сразу после вооруженного переворота в Киеве. Острейший кризис государственности, демократии и парламентаризма – вот, пожалуй, самое мягкое определение, которое могу применить к нынешней внутриукраинской ситуации.

Фактически на срок полномочий действующего созыва Думы пришелся переломный этап в истории отечественной представительной демократии. И он еще раз показал, что разделение властей окончательно состоялось, а влияние парламента в делах государства значительно выросло. Во многом поэтому растет и привлекательность депутатской работы, в том числе на региональном уровне, что сейчас понятно всем. Хотя желающих привычно шельмовать и федеральный, и региональный парламенты и не замечать фактов еще, к сожалению, немало.

Следует ожидать, что спектр политических предпочтений кандидатов тоже расширится. А значит, изменится и характер предвыборных дебатов. Если в них будут предлагать новые пути решения проблем, мы должны приветствовать такую конкуренцию. Поскольку чем их больше, тем делу полезней.

Но если вместо конструктивного обмена мнениями, существо которых слышат и избиратели, и сами кандидаты, начнется крикливая перепалка, то в конечном итоге она превратится в свалку, сильно похожую на те, что два последние года с завидной регулярностью происходят в соседней Украине. Нужны нам такие дебаты? Конечно, нет.

Хотел бы предостеречь всех будущих кандидатов от соблазна перекричать друг друга, ибо, повторяю, сентябрьские выборы будут особыми. Агрессия, за которой стоит лишь желание сбить оппонента, – это не наш выбор. Никому не стоит делать вид, что его будущие избиратели – сплошь невоспитанные и злые люди. И что без повышенных тонов они не разберутся, кто из кандидатов сильней, а кто слабей. Если избираетесь в цивилизованный и эффективно работающий парламент, то будьте добры показать, как здесь собираетесь работать, а не попусту болтать.

Так называемые резонансные законопроекты – это тоже один из плодов «гонки за упоминаниями». Не секрет, что часть таких инициатив периодически вбрасывается в Госдуму и Законодательное собрание Ленинградской области с целью возбудить нездоровую, но шумную реакцию вокруг имени автора той или иной инициативы. При этом используются самые разные методы – от просто анекдотических идей до тех, что провоцируют людей на социальную или межнациональную рознь, не говоря уже об элементарном незнании или неуважении Основного закона.

Антиконституционные инициативы мы отвергаем сразу. Однако желающие привлечь к себе внимание даже таким способом все равно идут напролом, чтобы о них хоть на денек вспомнили. Думаю, нечто похожее мы увидим и в ходе агитации. И я рекомендовал бы вам на подобные случаи реагировать жестко.

Обязан напомнить, что укрепившееся межфракционное взаимодействие в Госдуме шестого созыва – это не просто сплоченность перед лицом внешнеполитических угроз, а показатель широкой поддержки политики главы нашего государства, внутренней в том числе. Среди главных вопросов законотворческой повестки должна быть не только защита социальных прав людей, но и поддержка национального производительного класса. И такую поддержку надо оказывать прежде всего на местах, где непосредственно работают предприятия, реализуются инвестиционные проекты, где бизнес входит в прямой контакт с органами власти. В этих вопросах будем повышать качество федерального регулирования и укреплять межрегиональное сотрудничество.

При этом прошу не забывать о своей и немалой доли ответственности за состояние законодательства.

Совершенно очевидно, что международная обстановка и связанные с ней внутренние обстоятельства – не последний фактор. Это уже повлияло на содержание многих программных установок и еще скажется на самом характере предвыборной борьбы.

Мы ясно видим, что, несмотря на возросшую консолидацию и патриотический настрой нашего общества, определённые силы пытаются искусственно связать парламентские выборы с тем, что с ними никак не связано. А именно – с собственным желанием раскачать стабильность и спровоцировать некие протестные настроения. Уже в начале этого года, за 9 месяцев до выборов, начали вбрасываться такие спекуляции.

Уважаемые коллеги!

Российский парламентаризм за последние годы действительно стал другим. И связано это, прежде всего, с возросшим уровнем ответственности депутатского корпуса за его главную, то есть профессиональную законотворческую работу. Добавлю, что этика поведения – тоже один из показателей готовности к такой работе. Кто не умеет уважать мнение оппонента на выборах, тот не услышит его и при обсуждении законопроектов в Госдуме и региональных законодательных собраниях. И от прихода таких людей в представительную власть пострадают интересы граждан, будут обмануты их ожидания и надежды.

Наша общая цель заключается в том, чтобы федеральный парламент следующего и других созывов, а также законодательные органы регионов становились все более профессиональными и ответственными. А их непосредственная работа – законотворчество – помогала изменять жизнь людей к лучшему и поднимала и авторитет, и влияние нашей страны в мире.