Нормативно-правовое регулирование применения беспилотных систем обсудили в Госдуме

30 марта Комитет по науке и наукоемким технологиям провел «круглый стол» на тему: «Нормативно-правовое регулирование применения беспилотных систем в Российской Федерации».

В заседании приняли участие депутаты Государственной Думы, представители Министерства транспорта, экспертного сообщества, а также компаний, занимающихся разработками в области беспилотных систем.

Первый заместитель председателя Комитета по науке и наукоемким технологиям Дмитрий Новиков Новиков Дмитрий Георгиевич Новиков
Дмитрий Георгиевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
отметил, что научные разработки в области беспилотников в России вышли на высокий уровень, и «эта сфера требует серьезного законодательного регулирования».

«У законодателей есть ряд предложений в этом направлении. Для регулирования этой сферы важно разработать программы с государственным финансированием», — подчеркнул Д.Новиков.

Ответственный секретарь комиссии по нормативно-правовому обеспечению развития наукоемких технологий стратегических информационных систем при Комитете по науке и наукоемким технологиям Андрей Черногоров считает важным определить, кто должен быть субъектом ответственности в случае аварии с беспилотником.

«Необходимо также определить технический регламент разбора коллизий и дорожно-транспортных ситуаций, участниками которых стали беспилотные транспортные средства», – сказал он, подчеркнув актуальность законодательного определения степени ответственности страховых компаний.

Отечественные автомобильные заводы, такие как КАМАЗ и ГАЗ, активно ведут работы по установке оборудования, позволяющего дистанционно управлять автомобилем. Первые разработки начались еще в 70-е годы прошлого века. Помимо автогигантов в работе над автобеспилотниками задействованы десятки крупных компаний.

По словам представителя фонда «Сколково» Альберта Ефимова, наша страна отстает в данной отрасли. Если брать США, то отставание составляет 5–6 лет, его А.Ефимов связал с недостатком финансирования данного научного направления. Однако, он подчеркнул, что у наших разработчиков есть серьезный потенциал. Говоря об ответственности за возможные аварии автономноуправляемых автомобилей, эксперт подчеркнул, что она должна лежать исключительно на производителе и страховых компаниях.

Участники «круглого стола» отмечали, что многие современные автомобили оснащены системами помощи водителю, которые берут на себя управление автомобилем. Например, когда машина выезжает на скоростную трассу, автоматически подключается система круиз-контроля.

Генеральный конструктор научно-производственного предприятия «Новые технологии Телекоммуникаций» Сергей Потапов отметил, что спектр беспилотных транспортных средств весьма широкий и не ограничивается только автомобилями. «По беспилотным авиакомплексам мы на высоком уровне», — отметил он, сказав, что законодательная база в этом направлении устарела: «Правила разработки производства и поставки, от конструкторского бюро до передачи заказчику – все эти вещи должны быть регламентированы». Не менее важным С.Потапов считает определить государственный контроль за легитимностью применения беспилотников с наблюдением их телеметрии на всем пути передвижения.

Эксперты также обратили внимание на необходимость усиления защиты беспилотного объекта от перехвата управления, вероятность которого на сегодня крайне велика.

По итогам «круглого стола» Комитетом по науке и наукоемким подготовлены рекомендации Государственной Думе: законодательно закрепить нормы по разработке и использованию беспилотных транспортных средств и летательных аппаратов. В частности, внести изменения в Уголовный кодекс, Гражданский кодекс России и Правила дорожного движения.