Меры по охране и восстановлению популяций осетровых обсудили в Госдуме
В Госдуме состоялся «Круглый стол» на тему: «Состояние осетровых России: необходимость усиления экологического контроля и надзора за их спасением и восстановлением», организованный фракцией КПРФ.
Открывая дискуссию, член Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Николай Кузьмин
Кузьмин
Николай Алексеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации»
отметил, что в настоящее время естественный механизм воспроизводства биоресурсов в значительной степени нарушен, и это связано не только с экономическими и социальными факторами, но и с началом периода маловодия, который усилил их влияние.
Представитель Ассоциации журналистов-экологов Александр Фёдоров охарактеризовал деятельность многочисленных занятых охраной рыбных ресурсов структур как неэффективную и задался вопросом, почему, несмотря на значительное число принимаемых программ и выделение немалых средств, численность осетровых все равно неуклонно сокращается.
Научный сотрудник ИПЭЭ РАН Георгий Рубан привел данные по динамике численности осетровых проживающих в России видов. Их популяции, несмотря на сокращение и даже запрет коммерческого лова, неуклонно сокращаются. Причина этого, по мнению эксперта, не только в нарушении экологических условий, но и в нелегальном лове, масштабы которого в десятки раз превышают вылов легальный, в результате чего потери от нарушения естественного воспроизводства не могут компенсировать ни искусственное разведение осетровых пород, ни обильные выпуски молоди.
Начальник информационно-аналитического центра Регистра и кадастра Российского государственного аграрного университета – МСХА им. К.А.Тимирязева Сергей Беднарук затронул проблему так называемых спецпопусков воды из каскада водохранилищ на Волге. Спецпопуски были введены в 1959 году в качестве временной меры, призванной компенсировать потери сельского и рыбного хозяйства. Попытки подобрать оптимальный для рыбного хозяйства режим попусков предпринимались неоднократно, но большинство предлагаемых решений не учитывало комплексный характер использования водных ресурсов. Методика решения многокритериальной водохозяйственной задачи была предпринята в 2005–2006 годах, но предложенная тогда система оценки требований водопользователей и эффективности весенних попусков воды не была принята. В настоящее время проработанный и обоснованный подход по оптимизации режимов попусков по‑прежнему отсутствует, более того, явно прослеживается тенденция снижения уровня профессиональной компетенции работников и деградация расчетного и информационного обеспечения. В таких условиях перспектива определения оптимальных для популяций осетровых режимов попуска представляется пессимистичной – к такому выводу пришел эксперт.
Преподаватель Астраханского госуниверситета Андрей Дегтерёв уверен, что даже нарушение естественных маршрутов миграции у осетровых в результате строительства плотин не нанесло такого ущерба рыбной отрасли, как хищнический, нередко – в ущерб самому себе, лов. Положение усугубляется высоким уровнем коррупции, охватывающим все уровни от руководства до рядовых работников. Выходом, по мнению эксперта, может стать, во‑первых, скорейшее внесение всех осетровых в Красную книгу, а во‑вторых — значительное увеличение наказания за их истребление (с нынешних двух лет до десяти и выше). Также М.Дегтерёв обратил внимание на давно ведущийся рыбоводами спор по поводу возраста, в котором оптимально выпускать на волю маленьких осетровых и предложил поставить вопрос о поиске альтернативного каскаду электростанций источника энергии.
Предложение об увеличении наказания за нелегальный лов осетровых поддержал Начальник отдела по борьбе с правонарушениями в сферах лесопромышленного комплекса и водных биоресурсов Управления «П» ГУЭБиПК МВД России Николай Юдин, обративший внимание на то, что низкая ответственность за правонарушения в этой сфере приводит к отсутствию оперативной заинтересованности у представителей правоохранительных органов. Кроме того, повышение тяжести таких преступлений позволит проводить более полный комплекс оперативно-розыскных мероприятий.
Начальник отдела направления по охране морских биоресурсов Департамента береговой охраны ФСБ России Георгий Ельцов затронул вопрос противостояния трансграничной преступности. В этой сфере есть ряд соглашений, но они не обеспечивают эффективного взаимодействия, а совместные мероприятия необходимы. Также Г.Ельцов обратил внимание на уровень технического обеспечения природоохранных служб и внес предложение о законодательном ограничении мощности двигателей для рыболовных судов.
Начальник управления контроля, надзора и рыбоохраны Росрыболовства Андрей Здетовский предложил ввести для ценных пород рыбы и их икры подобие ЕГАИС, системы информации о продукции, которая гарантировала бы законность ее происхождения. Что касается борьбы с браконьерством, здесь, по мнению представителя Росрыболовства, необходимо сосредоточиться на мероприятиях по пресечению не только собственно нелегальной добычи, но также транспортировки, хранения и реализации нелегально добытой продукции.
Начальник отдела по надзору за исполнением законов в экологической сфере Управления по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Евгений Надыршин считает необходимым введение не только системы электронного мониторинга, но и акцизного контроля в сфере оборота ценных рыб и икры. Эти меры должны касаться не только осетровых, но и лососевых пород. Также необходимо ужесточение оборота рыболовных снастей. Кроме того, представитель Генпрокуратуры высказал сомнение в эффективности проверок, о которых необходимо предупреждать заранее.
Ведущий советник Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды Егор Лыков рассказал о работе по включению всех обитающих на территории России видов осетра в Красную книгу. Старший научный сотрудник ВНИИ Экология Минприроды Николай Шилин уточнил, что включение животного или растительного вида в Красную книгу – процесс длительный, включающий большое число согласований. Но в отношении осетровых эту работу необходимо вести, у нас осталось максимум пять лет, чтобы предотвратить утрату уникальных рыб.
Министр сельского хозяйства Республики Калмыкия Баатр Болаев обратил внимание на необходимость создания перерабатывающих предприятий, а также учета специфики регионов при подготовке нормативно-правовых актов.
Менеджер морской программы Всемирного фонда дикой природы Александр Моисеев заметил, что из‑за непродуманности полномочий и отсутствия действенной системы взаимодействия различных органов власти все усилия по ограничению оборота нелегальной икры и нелегально добытой рыбы в большинстве случаев оказываются бесполезными.
Эксперт по криминальной экономике биоресурсов Центра охраны дикой природы Илья Ермолин обратился к социальным факторам браконьерства. Ликвидация рыбоводческих хозяйств, разрушение инфраструктуры, отсутствие перерабатывающих предприятий приводят к тому, что потерявшие работу специалисты часто вынуждены ради выживания заниматься криминальным бизнесом. Положение нередко осложняется национальным вопросом, особенно в таких районах как Северный Дагестан, где уровень браконьерства особенно высок. Исправить ситуацию, по мнению эксперта, могло бы создание малых осетроводческих хозяйств, придание легального статуса ресурсодобывающим сообществам и налаживания их взаимодействия с органами власти. Следующей задачей должно стать создание многоядерных природоохранных зон.
По итогам высказанных на заседании «круглого стола» замечаний и предложений планируется доработать проект рекомендаций, и направить итоговый документ во все заинтересованные структуры.