С.Нарышкин на Гайдаровском форуме провел дискуссию о роли парламентаризма в экономике

1 из 9
Гайдаровский форум 2016 "Россия и мир: взгляд в будущее". Панельная дискуссия "Роль парламентаризма в экономике".
Владимир Плигин
Председатель Счетной палаты Российской Федерации Татьяна Голикова.
Председатель Комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Гайдаровский форум 2016 "Россия и мир: взгляд в будущее". Панельная дискуссия "Роль парламентаризма в экономике".
Депутат Национальной ассамблеи Франции Эрве Маритон.
Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин.
Гайдаровский форум 2016 "Россия и мир: взгляд в будущее". Панельная дискуссия "Роль парламентаризма в экономике".
Президент Греческой Республики Прокопис Павлопулос.
Гайдаровский форум 2016 "Россия и мир: взгляд в будущее". Панельная дискуссия "Роль парламентаризма в экономике".
Владимир Плигин
Председатель Счетной палаты Российской Федерации Татьяна Голикова.
Председатель Комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Гайдаровский форум 2016 "Россия и мир: взгляд в будущее". Панельная дискуссия "Роль парламентаризма в экономике".
Депутат Национальной ассамблеи Франции Эрве Маритон.
Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин.
Гайдаровский форум 2016 "Россия и мир: взгляд в будущее". Панельная дискуссия "Роль парламентаризма в экономике".
Президент Греческой Республики Прокопис Павлопулос.

/ 9

Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин Нарышкин Сергей Евгеньевич Нарышкин
Сергей Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
принял участие в Гайдаровском форуме, где провел дискуссию о роли парламентаризма в экономике.

Предваряя обсуждение, в котором приняли участие депутаты федерального и регионального уровня, представители бизнес-сообщества, зарубежные парламентарии, С.Нарышкин напомнил, что по Конституции российский парламент принимает бюджет страны и участвует в ключевых кадровых назначениях, в частности, Председателя Правительства и Председателя Счетной палаты. Кроме того, парламент осуществляет контроль в сфере финансов и экономики, причем депутаты шестого созыва существенно расширили указанное полномочие.

Утверждение налогов, бюджета и контроль за госрасходами исторически были первой и главной задачей создания любого парламента, констатировал С.Нарышкин. «Попытки задвинуть высший орган законодательной власти на второй план, принизить его роль по сравнению с другими ветвями власти никогда к хорошему не приводили», — заметил он, приведя в качестве отрицательного примера Европейский Союз, где часть важных полномочий парламентов передана наднациональным структурам и мнение национальных парламентов по существенным вопросам, затрагивающим интересы сотен тысяч граждан, «никого не интересует». Такая частичная потеря суверенитета, по словам С.Нарышкина, справедливо возмущает многих европейских коллег.

Вернувшись к российской повестке, Председатель Госдумы обратился к недавнему заявлению министра финансов Антона Силуанова о том, что нынешняя экономическая ситуация схожа с той, что была в 1998 году. Заявив, что не разделяет такое мнение, С.Нарышкин спросил у Председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой, что она думает по этому поводу.

«Нынешняя ситуация не имеет ничего общего с 1998 годом, — заверила она. — Существуют определенные риски, связанные с исполнением бюджета, но необходимости срочно, в январе, корректировать его нет».

Пока не будет четкого представления об экономических итогах 2015 года, принимать решение о сокращении бюджета нецелесообразно, полагает Т.Голикова. По ее оценке, бюджет 2016 года имеет запас прочности. С одной стороны, это миллиарды выделенных в 2015 году, но не использованных средств, с другой — дальнейшее повышение эффективности расходов. По предварительным данным объем нарушений, выявленных Счетной палатой в 2015 году, оценен в 440 млрд. рублей. Большая часть нарушений связана с исполнением инвестиционных программ, использованием имущества и госзакупками. Дальнейшее перераспределение неэффективных расходов позволит избежать секвестра, уверена Т.Голикова.

Вместе с тем, по ее словам, серьезными проблемами стали резкое падение доходов населения и растущий дефицит региональных бюджетов. На конец 2015 года он составил почти 191 млрд. рублей. А привлечение кредитов повлекло за собой увеличение внутреннего долга. Все это потребует обоснованных, взвешенных и своевременных решений. Принять их можно будет по итогам первого квартала.

В том, что нынешняя ситуация в экономике не имеет ничего общего с 1998 годом уверен и председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров Макаров Андрей Михайлович Макаров
Андрей Михайлович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.

«Мы не допустим никакого сокращения социальных обязательств государства», — заявил он, напомнив, что при подготовке бюджета-2016 в результате перераспределения удалось найти 315 млрд. рублей, «которые мертвым грузом лежали на счетах отдельных предприятий и монополий».

«Сегодня, если будем нормально работать, сможем найти суммы, неизмеримо большие, — пообещал он. — При этом не надо пытаться угадать цену на нефть. И не стоит строить представления о социально-экономическом развитии страны на прогнозах отдельных «водолазов» и «сказочников».

По словам А.Макарова, Госдуме следующего созыва предстоит серьезно поработать над тем, чтобы парламентский контроль стал привычной и неотъемлемой частью совместной работы исполнительной и законодательной власти, ведь отсутствие контроля грозит утратой чувства реальности. Но для этого парламент должен в полной мере ощутить себя парламентом.

Важнейшими задачами следующего созыва А.Макаров назвал также снижение налогового бремени, обеспечение сбалансированности региональных бюджетов и повышение открытости налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политики.

А Председатель Законодательной Думы Томской области Оксана Козловская высказала пожелание, чтобы следующая Госдума сохранила преемственность во взаимодействии с регионами.

В ходе дальнейшей дискуссии председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин Плигин Владимир Николаевич Плигин
Владимир Николаевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, отвечая на вопрос С.Нарышкина о том, как найти баланс между необходимостью модернизации законодательства и сохранением стабильности экономического развития, заметил: «Одна из проблем современного мира заключается в том, что законодательство превращается в основной метод регулирования экономических процессов. Появляется все больший и больший объем законодательных актов».

В результате такого бесконечного наслоения, с одной стороны, меняются стереотипы и обычаи, с другой, — постоянные законодательные изменения не способствуют формированию доверия. А без доверия, как известно, не будет работать ни одна правовая норма, как бы юридически совершенна она ни была. В связи с этим В.Плигин предложил вернуться к понятию конституционной экономики, в основе которой должны лежать незыблемые принципы и гарантии Основного закона.

Депутат Национальной ассамблеи Франции Эрве Маритон, в свою очередь, заметил, что излишнее правовое регулирование в сфере экономики приводит только к дополнительным расходам государства и субъектов предпринимательской деятельности.

Вице-президент — управляющий директор Управления корпоративных отношений и правового обеспечения Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Варварин, говоря об эффективности парламентских процедур и степени учета позиции бизнес-сообщества, сообщил, что введенная оценка регулирующего воздействия позволила предотвратить принятие вредных для бизнеса законов и подзаконных актов, в результате чего компании смогли избежать потерь в сумме от 600 млрд. до 3,2 трлн. рублей.

По приглашению С.Нарышкина перед участниками дискуссии выступил Президент Греции П.Павлопулос, который прочел лекцию о природе закона. Он, в частности, отметил, что закон должен соответствовать экономическим реалиям и потребностям общества.