Готовится закон об упорядочении деятельности саморегулируемых организаций в строительстве

Комитет по земельным отношениям и строительству готовит к первому чтению законопроект № 938845–6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (в части совершенствования законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства)», инициированный Правительством.

Законопроект направлен на упорядочение деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

В целях пресечения нарушений при формировании компенсационного фонда саморегулируемой организации проектом предлагается установить запрет на уплату взноса в компенсационный фонд в рассрочку, а также третьими лицами.

Для повышения ответственности саморегулируемых организаций законопроектом предусматривается введение обязанности рассмотрения саморегулируемой организацией жалоб и обращений на действия своих членов, а также уточнение содержания правил контроля путем дополнения процедурой рассмотрения жалоб и обращений на действия либо бездействие членов СРО. Также предлагается внести в Кодекс об административных правонарушениях изменения, регулирующие привлечение к административной ответственности СРО и их должностных лиц за непредставление или несвоевременное представление в установленном порядке документов и сведений, перечень которых установлен законодательством о саморегулируемых организациях, для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций, или представление сведений, содержащих недостоверную информацию.

Одновременно предусматривается наделение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях.

Законопроектом предлагается ограничить срок хранения дел лиц, членство которых в саморегулируемой организации прекращено, до 10 лет со дня прекращения членства в саморегулируемой организации. Этот срок согласуется с предусмотренным Гражданским кодексом сроком обнаружения недостатков строительных работ, который составляет пять лет, а также снимет с СРО значительную часть расходов по хранению.

Кроме того, законопроект вносит изменения в порядок ведения Ростехнадзором государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с целью разграничить отдельные полномочия Ростехнадзора и Национальных объединений саморегулируемых организаций по ведению Ростехнадзором государственного реестра саморегулируемых организаций и ведению Национальными объединениями саморегулируемых организаций единого реестра членов саморегулируемых организаций. Предлагается ограничить размещение сведений о членах саморегулируемых организаций и выданных им свидетельствах о допуске только размещением в реестре членов на официальном сайте саморегулируемой организации и в едином реестре членов саморегулируемых организаций соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций. Единый реестр членов саморегулируемых организаций является открытым ресурсом и доступен без ограничений. Форма единого реестра членов саморегулируемых организаций утверждена приказом Ростехнадзора от 25 марта 2015 года № 114. Помимо оптимизации документооборота и исключения дублирования информации, это позволит разработать порядок ведения государственного реестра и требования к форме представления данных в электронном виде и унифицировать получение данных от саморегулируемых организаций, что в конечном итоге приведет к сокращению времени на их обработку и внесение в государственный реестр саморегулируемых организаций.

Также проектом восстанавливается отнесение пассажирских подвесных канатных дорог к особо опасным и технически сложным объектам, что позволит обеспечить надзор за ППКД на протяжении всего их жизненного цикла, а также закрепить за одним органом функции государственного контроля и надзора за канатным транспортом на этапе строительства и эксплуатации.

Законопроект включен в примерную программу законопроектной работы Госдумы в период весенней сессии 2016 года и направлен в комитеты и фракции, Президенту, в Совет Федерации, Правительство, Счетную и Общественную палаты, в законодательные и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, которые должны поступить в Комитет до 3 января 2016 года.

Соисполнителем назначен Комитет по вопросам собственности.