В Госдуме обсудили перспективы ратификации конвенции о минимальных нормах социального обеспечения

1 из 14
Парламентские слушания Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Перспективы ратификации Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения».
Парламентские слушания Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Перспективы ратификации Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения».
Парламентские слушания Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Перспективы ратификации Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения».
Парламентские слушания Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Перспективы ратификации Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения».
Парламентские слушания Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Перспективы ратификации Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения».
Парламентские слушания Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Перспективы ратификации Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения».
Парламентские слушания Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Перспективы ратификации Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения».
Парламентские слушания Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Перспективы ратификации Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения».
Парламентские слушания Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Перспективы ратификации Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения».
Парламентские слушания Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Перспективы ратификации Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения».
Парламентские слушания Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Перспективы ратификации Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения».
Парламентские слушания Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Перспективы ратификации Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения».
Парламентские слушания Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Перспективы ратификации Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения».
Парламентские слушания Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Перспективы ратификации Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения».
Парламентские слушания Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Перспективы ратификации Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения».
Парламентские слушания Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Перспективы ратификации Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения».
Парламентские слушания Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Перспективы ратификации Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения».
Парламентские слушания Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Перспективы ратификации Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения».
Парламентские слушания Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Перспективы ратификации Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения».
Парламентские слушания Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Перспективы ратификации Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения».
Парламентские слушания Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Перспективы ратификации Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения».
Парламентские слушания Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Перспективы ратификации Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения».
Парламентские слушания Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Перспективы ратификации Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения».
Парламентские слушания Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Перспективы ратификации Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения».
Парламентские слушания Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Перспективы ратификации Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения».
Парламентские слушания Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Перспективы ратификации Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения».
Парламентские слушания Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Перспективы ратификации Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения».
Парламентские слушания Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Перспективы ратификации Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения».

/ 14

Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов провел парламентские слушания на тему: «О перспективах ратификации Российской Федерацией Конвенции 102 МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения».

В обсуждении приняли участие депутаты, представители федеральных органов исполнительной власти, профсоюзов и работодателей, а также руководители государственных социальных фондов.

Конвенция, принятая в 1952 году и ратифицированная 51 страной, устанавливает минимальные нормы по всем основным социальным направлениям, включая медицинское обслуживание, пособия по безработице, старости, инвалидности, в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями, по случаю потери кормильца, а также гарантии семьям и матерям.

По мнению заместителя Председателя Государственной Думы Андрея Исаева Исаев Андрей Константинович Исаев
Андрей Константинович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 33 (Удмуртский – Удмуртская Республика)
, ратификация Россией 102-й Конвенции — одного из основополагающих документов МОТ — станет важным шагом по пути укрепления статуса социального государства.

«Мы последовательно идем по этому пути. В 2009 году ратифицирована Европейская социальную хартия, в 2012 году — Конвенция ООН по правам инвалидов», — напомнил А.Исаев.

По его словам, вопрос о ратификации 102-й Конвенции поднимается с 1990-х годов. Но тогда российский уровень социального обеспечения существенно отставал. В 2000-е годы ситуация изменилась, и сегодня Россия находится в высокой степени готовности. Вместе с тем, остается целый ряд проблем, в частности, в области семейных пособий и гарантий по безработице, которые пока ниже, чем предусматривает Конвенция. Кроме того, Конвенция требует, чтобы пенсия замещала 40% утраченного заработка.

Председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина сообщила, что проект методики расчета коэффициента замещения заработка для социального обеспечения по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца уже разработан Министерством труда и социальной защиты и одобрен экспертами МОТ. Однако единодушной поддержки среди российских специалистов методика пока не получила.

«Важно понять, насколько далеки или близки перспективы ратификации 102-й Конвенции и в чем могут быть риски ее исполнения», — отметила О.Баталина.

Заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Пудов предложил ратифицировать семь из девяти разделов Конвенции, исключив пока раздел IV «Обеспечение по безработице» и раздел VII «Семейные пособия». Соответствующий законопроект уже разработан, но в Госдуму пока не внесен. Представитель Министерства также признал, что вопрос о коэффициенте замещения утраченного заработка остается одним из самых дискуссионных.

Руководитель секции социального страхования департамента международных трудовых норм Международной организации труда Александр Егоров констатировал, что с формально юридической точки зрения уровень обеспечения наемных работников в системе социального страхования РФ не только удовлетворяет, но значительно превышает минимальные стандарты МОТ. Конвенция 102, рассчитанная на страны с рыночной экономикой, предусматривает защиту 50% работников от девяти основных рисков. Российское законодательство, по оценке А.Егорова, гарантирует ста процентам работников медпомощь, защиту материнства, гарантии по старости, по безработице, инвалидности и потере кормильца, обеспечение при несчастных случаях на производстве. Причем, по большинству статей гарантии не зависят от стажа. Что касается семейного обеспечения, в России поддержкой пользуются в основном малообеспеченные семьи.

Руководитель аппарата Счетной палаты Юрий Воронин, являющийся, по его признанию, последовательным сторонником ратификации 102-й Конвенции, полагает, что в условиях «оптимизации» социальных обязательств вопрос минимальных социальных стандартов актуален как никогда. «Важно понимать, где находится нижний предел такой оптимизации, — подчеркнул он. — Не имея минимальных нормативов, отработанных международной практикой, такой предел определить невозможно».

Вместе с тем, по его словам, законопроект о ратификации должен сопровождаться серьезными аналитическими материалами и расчетами, которых пока не видно. Иными словами, нужна «дорожная карта» достижения тех показателей, по которым Россия пока еще отстает.

В связи с этим Ю.Воронин указал на ряд расхождений российских правовых норм с положениями Конвенции. Расхождения эти, хотя и не столь значительны, но потребуют законодательных изменений.

В частности, речь идет о лекарственном обеспечении. Конвенция гарантирует получение фармацевтических препаратов или компенсацию их стоимости для всех, независимо от возраста и вида заболеваний. А по российскому законодательству лекарственное страхование действует только в отношении отдельных категорий граждан.

Кроме того, существуют несоответствия в части гарантий по беременности и родам и по временной нетрудоспособности.

Что касается методики расчета коэффициента утраченного заработка, то она, уверен Ю.Воронин, должна быть рассчитана не на «типового получателя» (мужчину-пенсионера, имеющего на иждивении жену пенсионного возраста, получающую социальную пенсию), как это предусмотрено в проекте Министерства, а на весь контингент пенсионеров, что будет точнее и объективнее. Ведь в России пенсия назначается не на семью или супружескую пару, а на каждого нетрудоспособного человека. «Комбинация с зачетом других членов семьи, позволяющая обеспечить требуемые цифры, не имеет ни сущностного, ни правового подтверждения необходимости», — резюмировал Ю.Воронин.

Председатель ФНПР Михаил Шмаков высказался за скорейшую ратификацию 102-й Конвенции, которая, по его словам, способна защитить систему соцстрахования от вредных преобразований, таких как произвольное уменьшение ставки страхового тарифа, установление произвольных норм нуждаемости, нецелевое использование взносов.

В поддержку ратификации высказался и первый заместитель председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко Тарасенко Михаил Васильевич Тарасенко
Михаил Васильевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 115 (Левобережный – Липецкая область)
(ЕР).

Профессор кафедры трудового права Московского государственного юридического университета им. О.Е.Кутафина Эльвера Тучкова высказала опасение, что Конвенция 102, в случае ее ратификации, может стать «дорожной картой» дальнейшей оптимизации социального законодательства. В связи с этим она указала на недопустимость сокращения гарантий, не предусмотренных МОТ.

Опасение эксперта разделил заместитель председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Николай Коломейцев Коломейцев Николай Васильевич Коломейцев
Николай Васильевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
, заявивший, что фракция КПРФ, в которой он состоит, скорее всего, будет голосовать против ратификации.

Первый заместитель председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Алла Кузьмина Кузьмина Алла Владимировна Кузьмина
Алла Владимировна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
(СР) призвала построить работу над Конвенцией таким образом, чтобы после ее ратификации Конституционный Суд не оказался переполнен жалобами граждан.

Председатель Фонда социального страхования Андрей Кигим, поддерживая ратификацию и предложение депутатов заглядывать вперед, заявил, что понятные методики, цифры и базовые расчеты нужны уже сегодня.

Завершая дискуссию, О.Баталина сообщила, что по итогам осуждения будут выработаны конкретные рекомендации.