Основные направления денежно-кредитной политики обсуждены на совместном заседании трех комитетов

1 из 9
Совместное заседание Комитетов Государственной Думы по бюджету и налогам, по финансовому рынку, по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.
Совместное заседание Комитетов Государственной Думы по бюджету и налогам, по финансовому рынку, по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.
Совместное заседание Комитетов Государственной Думы по бюджету и налогам, по финансовому рынку, по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.
Совместное заседание Комитетов Государственной Думы по бюджету и налогам, по финансовому рынку, по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.
Совместное заседание Комитетов Государственной Думы по бюджету и налогам, по финансовому рынку, по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.
Совместное заседание Комитетов Государственной Думы по бюджету и налогам, по финансовому рынку, по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.
Совместное заседание Комитетов Государственной Думы по бюджету и налогам, по финансовому рынку, по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.
Совместное заседание Комитетов Государственной Думы по бюджету и налогам, по финансовому рынку, по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.
Совместное заседание Комитетов Государственной Думы по бюджету и налогам, по финансовому рынку, по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.
Совместное заседание Комитетов Государственной Думы по бюджету и налогам, по финансовому рынку, по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.
Совместное заседание Комитетов Государственной Думы по бюджету и налогам, по финансовому рынку, по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.
Совместное заседание Комитетов Государственной Думы по бюджету и налогам, по финансовому рынку, по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.
Совместное заседание Комитетов Государственной Думы по бюджету и налогам, по финансовому рынку, по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.
Совместное заседание Комитетов Государственной Думы по бюджету и налогам, по финансовому рынку, по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.
Совместное заседание Комитетов Государственной Думы по бюджету и налогам, по финансовому рынку, по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.
Совместное заседание Комитетов Государственной Думы по бюджету и налогам, по финансовому рынку, по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.
Совместное заседание Комитетов Государственной Думы по бюджету и налогам, по финансовому рынку, по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.
Совместное заседание Комитетов Государственной Думы по бюджету и налогам, по финансовому рынку, по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.

/ 9

На совместном заседании Комитета по бюджету и налогам, Комитета по финансовому рынку, Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству депутаты, представители министерств, Центробанка и Счетной палаты обсудили проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов. Документ поступил в Госдуму вместе с проектом бюджета на очередной год.

Открывая заседание, Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин Нарышкин Сергей Евгеньевич Нарышкин
Сергей Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметил, что денежно-кредитная политика — неотъемлемая часть бюджетного процесса и парламент, несущий ответственность за результат, должен видеть всю картину, оценить и сравнить все прогнозы и проектировки Правительства и Центробанка.

Ключевым критерием бюджетной политики С.Нарышкин назвал эффективность бюджетных расходов, подчеркнув, что государство не может позволить себе траты, которые не дадут реального результата в обозримой перспективе. В связи с этим он акцентировал внимание законодателей и представителей исполнительной власти на проблемах незавершенного строительства, сославшись на данные Счетной палаты, выявившей, что из нескольких сотен объектов ФАИП завершено только 20.

«Необходимо, чтобы новые объекты предлагались к финансированию только в том случае, если вся необходимая проектно-сметная документация представлена в парламент вместе с проектом бюджета», — заключил Председатель Госдумы.

Он также напомнил, что в этом году депутаты получили бюджетный пакет на три недели позже обычного. Отсрочка понадобилась Правительству для доработки документов.

«Такое смещение сроков означает для нас, депутатов, что время для анализа бюджета и работы над ним сокращается. Но это не значит, что должно быть потеряно качество», — сказал С.Нарышкин, призывая коллег к «напряженной и сверхответственной работе» над бюджетным пакетом, первое чтение которого состоится 13 ноября, а второе и третье планируется провести в начале декабря. В связи с этим С.Нарышкин уже поручил Комитету по Регламенту и организации работы Госдумы скорректировать распорядок работы палаты на сессию и отвести первую неделю декабря не для работы в комитетах, как было решено ранее, а для пленарных заседаний.

Председатель Центробанка Эльвира Набиуллина, представляя проект Основных направлений денежно-кредитной политики, подробно остановилась на прогнозных сценариях и ключевых мерах. По ее словам, 2015 год стал годом адаптации отечественной экономики к новым условиям, в частности, падению цен на нефть и закрытию внешних финансовых рынков.

Из‑за структурной трансформации нефтяного рынка цены на нефть могут остаться невысокими на протяжении длительного времени, предупредила Председатель Центробанка, добавив, что уже сегодня многие эксперты предвещают конец сырьевого суперцикла. Спрос со стороны стран с развивающимися рынками не будет расти прежними темпами. К этому добавляются инновации в добыче, влияющие на себестоимость, и изменения в ценообразовании: производители нефти теперь борются не столько за поддержание цены, сколько за долю на рынке.

По словам Э.Набиуллиной, для того чтобы в следующие три года российская экономика вышла на траекторию роста независимо от внешних условий, необходима консервативная бюджетная политика, стимулирующая рост доходов, денежно-кредитная политика, учитывающая баланс экономического роста и инфляционных рисков, а также структурные преобразования, направленные на диверсификацию экономики и повышение производительности труда.

Вместе с тем, председатель Центробанка отметила, что возможности денежно-кредитной политики для стимулирования экономического роста ограничены.

Проблемой номер один для экономики и социальной сферы Э.Набиуллина назвала инфляцию, одновременно заверив, что к 2018 году ее уровень удастся снизить до 4% независимо от сценария развития событий. У Центробанка таких сценариев три. Базовый предполагает цену на нефть 50 долларов за баррель на протяжении всего трехлетнего периода при сохранении экономических санкций. При этом ежегодные потери валютных поступлений составят около 200 млрд. долларов. Темпы прироста экономики в 2016 году останутся отрицательными, в 2017 году достигнут небольших положительных значений, а в 2018 году могут составить 2–3%. Потребительский спрос останется слабым, что приведет к снижению инфляционного давления. По мере снижения инфляции Центробанк продолжит снижать ключевую ставку, которая в настоящее время составляет 11%.

Оптимистичный сценарий предполагает рост цен на нефть до 70–80 долларов за баррель к 2018 году, а рисковый — допускает цену в 40 долларов и ниже в 2016 и 2017 годах.

Э.Набиуллина, пообещав, что Центробанк продолжит контролировать инфляцию, вместе с тем предостерегла от ее наращивания мерами бюджетной и тарифной политики.

В числе приоритетов она назвала также снижение долговой нагрузки и привлечение прямых инвестиций.

Отвечая на вопрос Первого заместителя Председателя Госдумы Александра Жукова Жуков Александр Дмитриевич Жуков
Александр Дмитриевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, председатель Центробанка уточнила, что по прогнозу отток капитала уменьшится и в 2016–2017 годах составит 60 млрд. долларов, а валютные резервы сохранятся на прежнем уровне. «При благоприятной ситуации на рынке мы будем их наращивать», — пообещала она.

Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, указав на расхождения в прогнозах Центробанка и Правительства относительно инфляции и темпов экономического роста, согласилась с прогнозом Банка России на конец 2015 года, в соответствии с которым инфляция составит 12–13%, но назвала необоснованным прогноз ее снижения в 2016 году до 5,5–6,5%. Этому будут препятствовать невысокий уровень конкуренции на внутреннем рынке инвестиционных и потребительских товаров и услуг, сложившаяся структура обязательных платежей в бюджет, ориентированная на косвенные налоги, старение производственных фондов и отсутствие у населения склонности к банковским вкладам.

Применительно к темпам экономического роста Правительство прогнозирует умеренный рост ВВП и его повышение до 2,4% в 2018 году, а Банк России предрекает снижение на 0,5–1% в 2016 году, что, по словам Т.Голиковой, более реалистично. Консервативные оценки для макроэкономического прогноза были бы правильнее, полагает она.

Первый заместитель председателя Комитета по финансовому рынку Вадим Кумин Кумин Вадим Валентинович Кумин
Вадим Валентинович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
заметил, что последовательное расширение объемов фондирования экономики, соразмерное потенциалу ее развития, является непременным условием экономического роста. По его словам, такое положение должно стать основой политики Центробанка и найти отражение в денежно-кредитной политике. Кроме того, важно понимать, как прошлогодние масштабные мероприятия по поддержке банковского сектора отразились на состоянии экономики.

В.Кумин также обратил внимание участников заседания на то, что при девальвации, которая в силу определенных причин не дает должного эффекта, рост инфляционных ожиданий и ужесточение денежно-кредитной политики только усиливают негативные тенденции в экономике и удлиняют инвестиционную паузу. В такой ситуации необходима политика дальнейшего смягчения процентных ставок.