В.Кириченко: Роман «Преступление и наказание» помогает стать человеком - из цикла лекций, посвященных Году литературы

1 из 9
Лекция Кириченко Виты Викторовны, директора гимназии №1520 им. Капцовых.
Лекция Кириченко Виты Викторовны, директора гимназии №1520 им. Капцовых.
Лекция Кириченко Виты Викторовны, директора гимназии №1520 им. Капцовых.
Лекция Кириченко Виты Викторовны, директора гимназии №1520 им. Капцовых.
Лекция Кириченко Виты Викторовны, директора гимназии №1520 им. Капцовых.
Лекция Кириченко Виты Викторовны, директора гимназии №1520 им. Капцовых.
Лекция Кириченко Виты Викторовны, директора гимназии №1520 им. Капцовых.
Лекция Кириченко Виты Викторовны, директора гимназии №1520 им. Капцовых.
Лекция Кириченко Виты Викторовны, директора гимназии №1520 им. Капцовых.
Лекция Кириченко Виты Викторовны, директора гимназии №1520 им. Капцовых.
Лекция Кириченко Виты Викторовны, директора гимназии №1520 им. Капцовых.
Лекция Кириченко Виты Викторовны, директора гимназии №1520 им. Капцовых.
Лекция Кириченко Виты Викторовны, директора гимназии №1520 им. Капцовых.
Лекция Кириченко Виты Викторовны, директора гимназии №1520 им. Капцовых.
Лекция Кириченко Виты Викторовны, директора гимназии №1520 им. Капцовых.
Лекция Кириченко Виты Викторовны, директора гимназии №1520 им. Капцовых.
Лекция Кириченко Виты Викторовны, директора гимназии №1520 им. Капцовых.
Лекция Кириченко Виты Викторовны, директора гимназии №1520 им. Капцовых.

/ 9

В рамках цикла лекций, посвященных Году литературы, директор гимназии им. Капцовых, учитель русского языка и литературы, «Учитель года — 2012» Вита Кириченко затронула вопрос о том, нужно ли изучать в школе роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

По ее словам, программа по литературе выходит далеко за рамки школьного образования и профессионального обсуждения. «Этот вопрос касается каждого из нас, и у меня нет четкого ответа, каким должен быть обязательный список литературы. Тем более, что даже самый совершенный список книг не гарантирует их прочтения», — призналась лектор.

Но классическая программа имеет право на жизнь, уверена В.Кириченко. То, что в наши дни на первый взгляд кажется неактуальным, лишним и несвоевременным, на самом деле важно и существенно, обогащает, наполняет человеческим смыслом и обусловливает дальнейший прогресс.

«Преступление и наказание» — книга сложная и неоднозначная, по оценке В.Кириченко, одна из самых спорных в литературном образовании подрастающего поколения, изучается в 10-м классе, когда школьник уже готов к покорению многих вершин человеческой мысли. С другой стороны, подросток в силу возраста максималист, которому взрослые философские вопросы надо объяснять с учетом особенностей восприятия. И все‑таки роман стоит изучать в этом возрасте, потому что он помогает человеку стать человеком, хотя многие вопросы так и остаются без ответов.

Достоевский уникален тем, что будучи человеком своего времени, написал роман о настоящем и будущем, о возможностях развития и о том, как за кажущейся простотой и очевидностью скрывается бездна человеческой души, с ее тайнами, загадками и противоречиями.

Коснувшись вопроса, остается ли современная Россия читающей страной, или этот статус навсегда утрачен, В.Кириченко предположила, что объективной оценки не существует.

«Всякий раз читая конкурсные сочинения и олимпиадные работы по литературе, убеждаюсь, что живу в читающей стране, что у нас достаточно школьников, которые умеют читать, думать и способны грамотно выразить свои мысли. А значит у читающей России есть завтра, — сказала она. — В то же время у коллег, сталкивающихся с ребятами, не желающими читать, не знающими, кто автор «Войны и мира», не умеющими связать несколько предложений, есть основания полагать, что читающая Россия — день вчерашний. Это полярные точки зрения, а истина как всегда посередине. Мы живем в информационном мире, где нет языковых и территориальных границ и есть возможность быстро обмениваться новостями и впечатлениями. Но в этом скоростном режиме важно найти время, чтобы остановиться, всмотреться и услышать».