13 октября состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности

13 октября 2015 года под председательством председателя Комитета С.А.Гаврилова состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности.

Первым вопросом депутаты Комитета рассмотрели во втором чтении проект федерального закона № 773784–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» в связи с принятием Федерального закона «О карантине растений»

Депутаты одобрили подготовленный к рассмотрению во втором чтении законопроект, согласно которому перечень лицензируемых видов деятельности дополняется новым видом деятельности — выполнение работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию. Лицензирование данного вида деятельности вводится с 1 января 2018 года.

Вторым вопросом депутаты рассмотрели проект федерального закона № 651954–6 «О внесении изменений в статью 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в части участия органов местного самоуправления в составе Комиссии по рассмотрению споров о кадастровой оценке).

В ходе обсуждения законопроекта членами Комитета была сформирована позиция, что достижение заявленной цели и решение возникающих на практике проблем урегулирования споров при кадастровой оценке невозможно путем расширения состава комиссии за счет включения в ее состав представителей органов местного самоуправления и усиление их полномочий в процессе рассмотрения результатов оспариваемой оценки. Это приведет к снижению эффективности и качества работы Комиссии, нарушит баланс между представителями государственных органов, предпринимательского и профессионального сообщества и сделает обращение в такую Комиссию бессмысленной.

По итогам обсуждения Комитетом принято решение не поддерживать концепцию законопроекта.

Третьим вопросом повестки дня был рассмотрен проект федерального закона № 715650–6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования обеспечения ответственности членов саморегулируемых организаций), внесенному членами Совета Федерации Е.В.Петелиным, С.В.Шатировым, С.М.Киричуком, А.Н.Лавриком, М.Н.Пономаревым, А.В.Беляковым Законопроектом предлагается внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации изменения предусматривающие право применения строительными организациями и саморегулируемыми организациями в строительной сфере системы коллективного страхования как самостоятельного способа обеспечения имущественной ответственности перед третьими лицами.

В ходе обсуждения законопроекта, членами Комитета по вопросам собственности отмечено, что предлагаемые изменения не согласовываются с режимом использования существующих компенсационных фондов СРО в случае избрания данным СРО в качестве способа обеспечения имущественной ответственности системы личного и (или) коллективного страхования. При этом даже в случае выбора комбинированной системы обеспечения имущественной ответственности — создание системы личного и (или) коллективного страхования и формирование компенсационного фонда, не предусмотрена последовательность действий лица, требующего возмещения причиненного деятельностью СРО вреда, при наступлении страхового случая или иных последствий возмещения из средств компенсационных фондов. В целом проектируемыми нормами законопроекта некорректно интерпретирована природа саморегулирования — института организованного профессионального общественного регулирования как механизма обратной связи между предпринимательским сообществом и органами публичной власти в вопросах правоустановления и надзора.

В ходе обсуждения законопроекта отмечалось, что Комитет по вопросам собственности неоднократно в своих заключениях на различные законодательные инициативы по регулированию деятельности в строительной отрасли обращал внимание на недостатки и причины изъянов системы саморегулирования в строительной отрасли, в результате которых наличие компенсационных фондов не имеет прямой регулятивной роли и реального экономического обоснования, когда компенсационный фонд выполняет скорее роль барьера для входа на рынок для субъектов хозяйственной деятельности, нежели является средством обеспечения исполнения обязательств, связанных с нарушением требований стандартов деятельности члена СРО. В этой связи реализация предлагаемых изменений может лишь окончательно повлечь ликвидацию самой системы коллективной ответственности через наличие компенсационного фонда, как главного признака института саморегулирования.

По итогам обсуждения Комитетом принято решение не поддерживать концепцию законопроекта.

Четвертым вопросом депутаты рассмотрели законопроект № 872697–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (о предоставлении управляющим компаниям интегрированных структур права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения) (внесен Правительством Российской Федерации).

В соответствии с действующим Федеральным законом «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» право на экспорт продукции военного назначения (ПВН) имеют организации – разработчики и производители ПВН при условии закрепления в федеральной собственности не менее 51% их акций и размещения остальных акций (долей) среди российских физических и юридических лиц.

Законопроектом предусматривается предоставить право на экспорт наряду с производителями и разработчиками управляющим компаниям интегрированных структур также при условии закрепления не менее чем 51% их акций (долей) в федеральной собственности или собственности Государственной корпорации «Ростех» и размещения остальных акций (долей) среди российских физических или юридических лиц.

Участники обсуждения отметили высокую актуальность законопроекта и поддержали его концепцию, которая состоит в том, что в настоящее время после формирования вертикально интегрированных структур в сфере ОПК и созданиях их управляющих компаний последним необходимо дать право экспорта продукции военного назначения.

Члены Комитета также высказали мнение, при доработке законопроекта ко второму чтению необходимо снять ограничение в отношении управляющих компаний, связанное с запретом нахождения небольших пакетов их акций в собственности иностранных лиц. При этом безусловно остается жесткое требование – контрольный пакет акций любого экспортера продукции военного назначения должен находится в федеральной собственности или собственности государственной корпорации.

Комитет рекомендовал Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.