Участники «открытой трибуны» обсудили перспективы отношений России и Запада

1 из 7
"Открытая трибуна" - "Россия и Запад: что дальше?"
"Открытая трибуна" - "Россия и Запад: что дальше?"
"Открытая трибуна" - "Россия и Запад: что дальше?"
"Открытая трибуна" - "Россия и Запад: что дальше?"
"Открытая трибуна" - "Россия и Запад: что дальше?"
"Открытая трибуна" - "Россия и Запад: что дальше?"
"Открытая трибуна" - "Россия и Запад: что дальше?"
"Открытая трибуна" - "Россия и Запад: что дальше?"
"Открытая трибуна" - "Россия и Запад: что дальше?"
"Открытая трибуна" - "Россия и Запад: что дальше?"
"Открытая трибуна" - "Россия и Запад: что дальше?"
"Открытая трибуна" - "Россия и Запад: что дальше?"
"Открытая трибуна" - "Россия и Запад: что дальше?"
"Открытая трибуна" - "Россия и Запад: что дальше?"

/ 7

12 октября Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин Нарышкин Сергей Евгеньевич Нарышкин
Сергей Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
провел «открытую трибуну» на тему: «Россия и Запад: что дальше?»

«В ходе юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, — сказал он, открывая дискуссию, — весь мир получил возможность услышать ведущих политиков нашего времени. Услышать, сравнить и почувствовать разницу в подходах так называемой концепции национальной исключительности, которая объективно сопряжена с пренебрежением некоторыми принципами и нормами международного права, с одной стороны, а с другой — с призывом на деле соблюдать международное право. Затем в Париже состоялся саммит «нормандской четверки», который подтвердил, на мой взгляд, главное: мир на Украине достижим исключительно через реализацию минских соглашений и никак иначе. А значит, если потребуется, то их сроки могут быть продлены до тех пор, пока Киев не выполнит свою часть обязательств. Наконец, на фоне беспрецедентного миграционного кризиса в Европе новый поворот получили события на Ближнем Востоке. Россия активно вступила в борьбу с бандами, терроризирующими население Сирии, применив для этого воздушно-космические войска».

Теперь, по словам С.Нарышкина, вопрос в том, станет ли борьба против преступного «Исламского государства» шагом к восстановлению международного сотрудничества или новым поводом для конфронтации.

«В западной прессе много прогнозов относительно того, как и в какую сторону будут разворачиваться векторы политики в связи с событиями на ближневосточном театре военных действий. Ряд экспертов прямо указывает на ошибки самого Запада, совершенные несколько лет назад и в недалеком прошлом. Часть экспертов критикует руководство США не только за провал «арабской весны», но и за все новые и новые просчеты администрации Обамы. И вряд ли это лишь следствие идущей в Соединенных Штатах предвыборной кампании», — заключил С.Нарышкин, предложив депутатам, представителям Министерства иностранных дел, политикам, ученым, специалистам в сфере международных отношений, информационных технологий и массовых коммуникаций обсудить состояние международного права и перспективы сотрудничества России и Запада, а также оценить современный уровень международной безопасности.

Руководитель фракции ЛДПР Владимир Жириновский Жириновский Владимир Вольфович Жириновский
Владимир Вольфович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией ЛДПР - Либерально-демократической партией России
уверен, что у России и Запада всегда будут «прохладные, рабочие» отношения, а самая большая опасность будущего конфликта в Европе — это конфликт России и Германии, который пытаются спровоцировать третьи силы. По его данным, уже определена дата — июнь 2016-го, самое позднее — июль 2017 года. Движение России к Западу, считает В.Жириновский, всегда было ошибочным, гораздо правильнее двигаться в южном направлении.

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов не верит в возможность войны с Германией. «Мы живем в переходном периоде, когда мир переживает глубочайшую трансформацию. Процесс объективный, но сам по себе полицентричный мир к порядку не приводит, он приносит нарастание анархии и хаоса», — полагает эксперт. Большая война, по итогам которой, победитель устанавливает иерархию и определяет, как жить, благодаря ядерному оружию имеет запредельную цену издержек, а потому невозможна. Порядок будет устанавливаться через серию локальных, но острых конфликтов. Запад пребывает в неопределенном положении. Проект «Большая Европа» переживает системный кризис. И Германия оказывается в центре европейской трансформации, но не знает, что делать дальше. К этому добавляется и кризис политической модели. В глубоком замешательстве пребывают и США. Выход для России может быть крайне неприятным, в связи с чем не стоит забывать о приоритете внутренней экономики.

Директор Института США и Канады РАН Сергей Рогов полагает, что Россия и Запад вступили в новую «холодную войну», которая затянется на десятилетие. Хотя нынешнее противостояние не носит ни глобального, ни идеологического характера, предпринимаются попытки политической и идеологической изоляции России. Кроме того, возобновилась гонка вооружений, которая носит многосторонний характер: помимо России и США в ней участвуют также Китай и Индия. При этом процесс контроля над вооружениями практически зашел в тупик. США вышли из Договора по ПРО, прекратил существовать ДОВСЕ, под угрозой СНВ-3. В проекте бюджета США на 2018 год заложены средства на возобновление средств космического перехвата. Новая стратегия национальной безопасности Штатов прямо говорит о сдерживании России. Рассчитывать на то, что республиканцы всегда были прагматиками, наивно: поколения прагматиков больше нет. К тому же, в отличие от первой «холодной войны», у России нет мирового коммунистического движения, на которое когда‑то опирался СССР, ни Движения неприсоединения, ни мощного движения сторонников контроля над вооружениями с массовыми демонстрациями, которые действовали и на Рейгана, и на Тетчер. Но все это не исключает возможности стабилизировать отношения, создав баланс между элементами соперничества и сотрудничества. В этой ситуации особенно важно найти «параллельные интересы» и скоординировать их.

Политик Владимир Лукин настроен более оптимистично. В отличие от «холодной войны», которая приобрела вид истории и преемственности, нынешний этап конфронтации еще не утвердился и повороты возможны, уверен он. Но для этого нужно движение с обеих сторон.

Заместитель министра иностранных дел Алексей Мешков также считает, что интерес к сотрудничеству с Западом, как и сама возможность такого сотрудничества существует. Если совсем недавно политика Запада основывалась на конфронтации, то теперь все больше и больше политиков и бизнесменов понимают, что это путь в никуда. В военно-политической области основой для взаимодействия может стать создание единой и неделимой системы европейской безопасности на базе Договора о европейской безопасности — юридически обязывающего документа, предложенного Россией несколько лет назад. В сфере экономики разумно звучит инициатива Президента России о создании единого экономического гуманитарного пространства от Атлантики до Владивостока. Кроме того, возможно сотрудничество в борьбе с терроризмом и в области управления миграционными процессами.

Директор Департамента информации и печати Министерства иностранных дел Мария Захарова отметила, что все инициативы и действия России подвергаются информационной агрессии с Запада. Для нагнетания ситуации используются информационные вбросы. «Все это очень опасно, потому что от этого страдает простое население, обыватели, становясь жертвами политической ангажированности», — констатировала она.

Как весьма тревожную оценил нынешнюю международную обстановку и член Общественной палаты, директор Института политических исследований Сергей Марков. «Мы находимся в ситуации гибридной войны, которую ведет Запад против России. При этом Запад ставит задачу госпереворота в России и полное ее подчинение. Коалиция англоязычных стран и элит пытается поставить под контроль наши ресурсы», — заявил он. Ответным шагом, по мнению эксперта, должно стать стимулирование борьбы с англосаксонским империализмом. «Конфликт с Балтийской Европой существует на уровне ценностей, и здесь надо искать точки соприкосновения, например, в сфере защиты личности от доминирования суперкорпораций. Но приоритет должен быть отдан отношениям со Средиземноморской Европой, которую сегодня захлестнул поток беженцев», — уверен С.Марков.

Программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев обратил внимание участников «трибуны» на то, что Запад, который часто позиционируется как нечто единое, монолитное, на самом деле таковым не является. Многовекторное сотрудничество и гибкая дипломатия — наиболее подходящая альтернатива противостоянию.

Председатель Комитета по международным делам Алексей Пушков Пушков Алексей Константинович Пушков
Алексей Константинович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
констатировал, что «жесткой связки» с западным альянсом, к которой Россия еще недавно так стремилась, не вышло. Новый выбор России — политика выборочного взаимодействия. «У нас очень узкий сегмент совпадающих интересов. Но мы должны его использовать, чтобы избежать тотальной конфронтации», — сказал он, призвав в то же время не преувеличивать силу западного альянса.

По оценке А.Пушкова, нынешняя политика Запада отражает «нервную фазу привыкания к утрате своей международной монополии». В наблюдаемом хаосе прослеживается одна определенная тенденция — неуклонное и закономерное снижение удельного веса Запада в мировой системе координат. А украинский и сирийский кризис наглядно доказали: единство Запада на жесткой антироссийской базе не срабатывает.