Проблемы учебного книгоиздания для детей с ограниченными возможностями здоровья стали темой «круглого стола» 9 октября

В Госдуме состоялся «круглый стол» на тему: «Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и учебное книгоиздание».

Дискуссия, в которой приняли участие депутаты, представители органов исполнительной власти, издательств и образовательных учреждений, была организована экспертным советом по специальному и инклюзивному образованию при Комитете по образованию.

Предваряя обсуждение, первый заместитель председателя Комитета Олег Смолин Смолин Олег Николаевич Смолин
Олег Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 140 (Москаленский – Омская область)
отметил, что проблема учебного книгоиздания для людей с ограниченными возможностями здоровья существовала всегда. С 1993 года в бюджете существует отдельная строка по выпуску литературы для инвалидов с нарушениями зрения, и в 2016 году эти расходы планируется сохранить.

С изданием литературы для других категорий инвалидов дело обстоит сложнее. Такие учебники издаются, как правило, малыми тиражами и на выходе оказываются очень дорогими для регионов, учебных заведений и родителей, пояснил депутат.

Главный редактор издательства «Просвещение» Ольга Котляр сообщила, что ее издательство на протяжении 85 лет выпускает учебную литературу для людей с нарушениями слуха, зрения, речи и интеллекта. Введение школьных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья требует комплексных решений для обеспечения 500 тысяч таких детей учебной литературой. А это около 35 разновидностей программ при том, что доля контингента, нуждающегося в подобной литературе в разных регионах составляет 17–20%. Сроки, в которые возможно качественно организовать процесс, во многом зависят от тиражей и механизмов поступления пособий в учебные заведения.

Введение федеральных образовательных стандартов потребует переработки и адаптации уже имеющихся учебников для инвалидов, а введение новых предметов — подготовки новых пособий. Особое внимание следует уделить предметам, которые призваны способствовать социальной адаптации детей и готовить их к посильному труду в будущем.

Руководитель издательства «Владос» Ольга Бородина отметила, что с закрытием коррекционных школ и классов основная нагрузка по интеграции детей в общеобразовательные классы ложится на плечи педагогов и родителей. В связи с этим нужны не только учебники, но и методическая литература. В то же время существуют категории детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых учебников просто нет по причине малых тиражей и высоких издательских затрат. К тому же, не так много авторских коллективов, которые готовы заниматься подготовкой таких учебников.

В ходе обсуждения была затронута и проблема экспертизы учебных пособий.

«Жаль, что учебник попадает на стол к эксперту уже сверстанным и выпущенным определенным тиражом, — заметил председатель экспертного совета при Комитете Николай Малофеев. — Почему бы экспертам и издателям не встречаться на уровне обсуждения идеи? Может, стоит пересмотреть правила процедуры экспертизы: сначала встреча экспертов с разработчиками, потом — выпуск пособия».

Н.Малофеев предложил также подумать о выпуске интегрированных учебников. «Такой учебник будет лежать на столе детей с разными образовательными потенциалами. Но часть учебника будет использоваться для работы с обычными учениками, а часть — с теми, кто требует особого подхода. Это позволит увеличить тиражи и сократить издержки», — пояснил он.