Пакет законопроектов, устанавливающих порядок судебного рассмотрения дел об оспаривании отдельных актов, внесен в Госдуму

В Государственную Думу поступил пакет законопроектов, устанавливающих порядок судебного рассмотрения дел об оспаривании отдельных актов: проект Федерального конституционного закона № 892376–6 «О внесении изменения в часть 4 статьи 2 Федерального конституционного закона „О Верховном Суде Российской Федерации; законопроекты № 892355–6 „О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (в части установления порядка судебного рассмотрения дел об оспаривании отдельных актов)и № 892365–6 „О внесении изменения в статью ЗЗЗ19 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части установления порядка судебного рассмотрения дел об оспаривании отдельных актов)“.

Законопроекты инициированы Правительством России.

Проектом Федерального конституционного закона № 892376–6 предлагается дополнить ФКЗ «О Верховном Суде» новым положением, устанавливающим, что Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела: об оспаривании актов федеральных органов, обладающих нормативными свойствами; об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, в том числе актов Федеральной налоговой службы, содержащих разъяснения налогового законодательства, которые формально не являются нормативными правовыми актами, но фактически обладают нормативными свойствами. При этом процессуальные особенности рассмотрения дел данной категории предлагается разрешить федеральным законом, предусматривающим внесение изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.

Проектом корреспондирующего федерального закона № 892355–6 устанавливается порядок судебного рассмотрения дел об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, путем внесения соответствующих изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.

Верховные суды республик, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа также наделяются аналогичными в отношении нормативно-правовых актов полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований.

Поправки в Налоговый кодекс (№ 892365–6) регулируют обязанность по уплате госпошлины при обращении в суд с административным исковым заявлением о признании недействительными актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

Устанавливается, что размер государственной пошлины при подаче административного искового заявления для физлица составит 300 рублей; а организации — 4 500 рублей.

Законопроектами предусмотрено, что каждый из них вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования.

Как указывается в пояснительных записках к законопроектам, реализация будущего федерального конституционного закона позволит привести положения ФКЗ «О Верховном Суде» в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда, как и двух других федеральных законов. Не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета. Предлагаемые законопроектами изменения, не оказывают влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.