Сергей Нарышкин выступил на Муниципальном экономическом форуме «Развитие муниципальных образований – залог экономического роста страны»

Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин Нарышкин Сергей Евгеньевич Нарышкин
Сергей Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
выступил на открытии Муниципального экономического форума «Развитие муниципальных образований – залог экономического роста страны», который проходит 24 – 25 сентября в городе Дмитров Московской области:

«Добрый день, уважаемые коллеги, друзья!

Я искренне рад приветствовать всех участников форума: представителей российских регионов и наших зарубежных гостей. И благодарю всех, кто занимался подготовкой этого форума, включая руководителей Московской области, руководителей города Дмитрова, Дмитровского района и население Дмитровского района Подмосковья.

Эта древняя земля богата своими традициями, своей историей, а сегодня развивается динамично и черпает энергию именно на местах, в городах, в населенных пунктах, в селах Подмосковья. И, думаю, опытом этой работы будет полезно поделиться не только с представителями регионов Российской Федерации, но и с нашими зарубежными коллегами и гостями.

Все мы сейчас находимся на территории Центрального федерального округа России, где сосредоточено порядка 5 тысяч муниципальных образований из 23-х тысяч существующих в нашей стране.

Кстати, в регионах Центра России находится и каждое четвёртое из отечественных муниципальных учреждений культуры, что говорит о высоком культурном, научно-образовательном и туристическом потенциале территории.

На пленарном заседании, а затем и на тематических секциях вы будете обсуждать проблемы развития предпринимательства, туризма, инвестиций, жилищно-коммунального хозяйства, проблемы законодательства в области муниципального управления и права. А на презентациях и деловых встречах может быть дан старт и новым совместным проектам.

Поговорим и о традициях сотрудничества городов-побратимов. Здесь впору вспомнить не только достижения, но и, к сожалению, возможные угрозы, вытекающие из нынешней, прямо скажу, излишне нервозной международной обстановки.

Сегодня местному самоуправлению приходится работать в трудных социально-экономических условиях. Они требуют новых площадок и форматов обсуждения. И я убеждён в том, что роль местного самоуправления в России будет расти. Так, на очередных парламентских выборах, которые состоятся через год, половина депутатского корпуса будет избираться по одномандатным округам. Следовательно, и муниципальная повестка в ходе предвыборной кампании или выборов станет более заметной и более чувствительной. Но какими будут результаты такой дискуссии – заранее не предопределено.

Всё зависит от качества диалога местной власти с политическими силами, действующими на их территории. И, конечно, от работы с населением, с избирателями. Вместе с тем, я просил бы всех вас за предстоящими политическими эмоциями не забывать о гораздо более настоятельных и актуальных сейчас социально-экономических вызовах.

Всё более востребованы локальные экономические инициативы. Ими, ни в коем случае, нельзя пренебрегать, если хотим успехов в инновациях, благоприятного инвестиционного климата и подъёма отечественного производства, то есть реального импортозамещения. Это – во‑первых. А во‑вторых – качество повседневной жизни людей во многом зависит от работы местной власти.

Вы знаете: в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации бюджеты их муниципалитетов спланированы на 2015 год, к сожалению, с дефицитом. Да, динамика поступлений в бюджеты сейчас не та, что несколько лет назад. И надо отдавать себе отчёт в ограниченных возможностях и в помощи со стороны федерального бюджета. И в этой связи тоже растёт запрос на качественное муниципальное управление, ибо неэффективность в расходах – это одно из следствий плохого администрирования.

Очевидно, что одним ужесточением ответственности и всякого рода укрупнениями подобных проблем не решить. Тем более бесперспективно сводить жизнь местного самоуправления лишь к «перетягиванию» полномочий и бесконечному перераспределению ресурсов.

Напомню, что, в соответствии с Конституцией России, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Однако, и это зафиксировано в 132 статье Основного закона страны, только с передачей необходимых финансовых средств. И потому пытаться взвалить на плечи местной власти несвойственные ей функции, да ещё и без источников покрытия, недопустимо.

Ещё более опасно под флагом защиты местного самоуправления пропагандировать решения, которые нарушают законные интересы граждан и, в силу этого, вызывают резкое недовольство в обществе. В конечном итоге, попытки решить экономические или административные проблемы за счёт людей грозят дестабилизацией всей системы власти и подрывают конституционные основы местного самоуправления.

Повторю, сегодня нужно делать ставку на новые решения и сильных людей, профессионально подготовленных, эффективных и порядочных. Нужна также постоянная и детальная экспертиза на местах, которая поможет избежать ошибок как на региональном уровне, так и в центральных ведомствах.

В этой связи несколько слов о законодательной базе функционирования местного самоуправления. Закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» принят 12 лет назад и в своих отдельных положениях менялся уже неоднократно. Только в текущем году принято 6 законов с поправками к нему, а в прошлом – еще больше. По факту, всё время идёт дописывание и переписывание закона, который местные чиновники и депутаты должны, по идее, знать наизусть. И несмотря на то, что поправки призваны помочь работать многочисленной «армии» муниципальных работников, их общая эффективность в столь нестабильном правовом поле снижается. Мы вместе должны защитить закон, к примеру, перейдя на пакетное внесение накопившихся инициатив в конце или в начале года.

Кроме того, в Государственную Думу вносится много заведомо бесперспективных законопроектов по сфере муниципального управления, включая региональные инициативы, которые чаще всего поступают к нам в обход Совета законодателей. Напомню, Совет законодателей – совместная площадка Федерального парламента для анализа, чтобы проводить такой подробный, серьезный анализ законодательных инициатив. И это при том, что решение федеральным законом узких, сугубо местных проблем далеко не единственная дорога, по которой необходимо здесь двигаться.

Подводя итог, я предложил бы более активно ротировать составы различных экспертных Советов при Государственной Думе и её комитетах, повышая в них муниципальное представительство за счёт действительно авторитетных правоведов и экономистов, которые специализируются в сфере муниципального права и управления.

Я искренне хотел бы пожелать Дмитровскому муниципальному экономическому форуму успешной работы. И очень хотелось бы, чтобы форум, возможно, стал бы проводиться ежегодно или хотя бы раз в два года. Все зависит от нас.

Спасибо».