22 сентября состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности

22 сентября под председательством председателя Комитета С.А.Гаврилова состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности.

Первым вопросом депутаты рассмотрели проект федерального закона № 855485–6 «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» (внесен Правительством Российской Федерации).

Законопроект предусматривает имплементацию в российское законодательство норм международного права, закрепленных в Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, и устанавливает в Российской Федерации пределы юрисдикционного иммунитета иностранного государства и его имущества. Законопроект устанавливает также возможность ограничения юрисдикционного иммунитета иностранного государства и его имущества на основе принципа взаимности.

В ходе обсуждения законопроекта депутаты указали на необходимость его существенной доработки при подготовке к рассмотрению во втором чтении. При этом особое внимание следует уделить уточнению используемых в законопроекте понятий. Наибольшее число замечаний вызвало определение понятия имущество иностранного государства, существенно ограничившее имущественную ответственность иностранного государства.

Так, в состав имущества иностранного государства не вошло имущество, находящееся на территории, где Российская Федерация осуществляет юрисдикцию согласно Конституции и нормам международного права, то есть на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России. Из состава имущества иностранного государства оказались необоснованно исключены также имущественные права на имущество, находящееся в его пользовании, например, право постоянного бессрочного пользования или право аренды.

Наряду с этим депутаты отметили важность согласования между собой положений законопроекта, определяющих, какими нормами российского законодательства и международного права будут руководствоваться суды при рассмотрении имущественных споров с участием иностранных государств.

Депутаты обратили также внимание на необходимость обязательного внесения изменений в процессуальное законодательство с тем, чтобы избежать возникновения коллизии между действующими и вводимыми правовыми нормами.

Депутаты Комитета рекомендовали Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.

Вторым вопросом был рассмотрен подготовленный к первому чтению законопроект № 763521–6 «О внесении изменения в статью 41 Федерального закона «Об акционерных обществах» (в части уточнения порядка осуществления преимущественного права приобретения акций), внесенный депутатами Государственной Думы С.А.Гавриловым, Ю.А.Петровым и другими.

Положениями статьи 41 Федерального закона «Об акционерных обществах» устанавливается общее правило относительно срока действия преимущественного права приобретения акционерами акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции,– такой срок не может быть менее 45 дней с момента направления акционерам или опубликования уведомления о возможности осуществления акционерами преимущественного права.

При этом для акционерных обществ, которые являются кредитными организациями и владельцем более 50 процентов обыкновенных акций которых является Российская Федерация, устанавливается сокращенный срок действия преимущественного права, который не может быть менее восьми рабочих дней с момента раскрытия такой информации.

Законопроектом предлагается распространить указанную норму о сокращенном сроке действия преимущественного права на все акционерные общества, являющиеся кредитными организациями, а также на иные акционерные общества, доля участия Российской Федерации в которых составляет более 50 процентов.

По результатам обсуждения депутаты приняли решение поддержать законопроект. По мнению членов Комитета, принятие законопроекта будет способствовать сокращению сроков размещения ценных бумаг акционерного общества и тем самым способствовать расширению возможностей по докапитализации акционерных обществ, являющихся кредитными организациями, и иных акционерных обществ, в которых основным акционером является Российская Федерация. Все это должно положительно повлиять на приток капитала в экономику.

При обсуждении законопроекта было также предложено при доработке законопроекта рассмотреть вопрос о распространении положений о сокращенном сроке действия преимущественного права на все акционерные общества, а не только на кредитные организации и общества с доминирующим участием Российской Федерации, при условии, что информация, содержащаяся в уведомлении о возможности реализации преимущественного права, раскрывается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг.

Третьим вопросом депутаты рассмотрели в первом чтении проектфедерального закона № 772522–6 «О внесении изменений в статью 42 Федерального закона «Об акционерных обществах» (в части уточнения порядка выплаты дивидендов), внесенный членами Совета Федерации Н.В.Власенко, С.П.Цековым и другими.Авторы законопроекта предлагают внести в статью 42 Федерального закона «Об акционерных обществах» изменения, касающиеся порядка выплаты акционерным обществом дивидендов. В соответствии с этими изменениями предлагается в качестве основного способа выплаты дивидендов акционерам – физическим лицам использовать перечисление денежных средств на их банковские счета, а при наличии соответствующего заявления этих акционеров выплату дивидендов осуществлять путем почтового перевода денежных средств.

При отсутствии данных о банковских счетах или заявлений о перечислении дивидендов путем почтового перевода выплата дивидендов в денежной форме физическим лицам должна быть осуществлена через депозит нотариуса по месту нахождения акционерного общества.

Депутаты отметили, что новелла законопроекта в части установления основного способа выплаты дивидендов путем перечисления денежных средств на банковский счет акционера уже содержится в законе «Об акционерных обществах», поскольку в конце весенней сессии текущего года был принят Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который внес аналогичные изменения в статью 42 Федерального закона «Об акционерных обществах».

В связи с этим законопроект частично утратил свою актуальность.

По другой новелле законопроекта о выплате дивидендов в денежной форме физическим лицам через депозит нотариуса по месту нахождения акционерного общества, Комитет отметил, что такой способ выплаты дивидендов повлечет на практике дополнительные затраты как для акционеров, так и для акционерного общества. Кроме того, в законопроекте не учитывается то обстоятельство, что по месту нахождения акционерного общества могут располагаться несколько нотариусов, что затруднит для акционера поиск нотариуса, в депозит которого перечислены дивиденды. При этом в законопроекте не предусмотрен порядок предоставления акционерам сведений о нотариусе, на депозит которого перечислены дивиденды.

Также, законопроект в представленной редакции внесет неопределенность в положения пункта 9 статьи 42 Федерального закона «Об акционерных обществах», поскольку будет неясным, к кому – обществу или нотариусу – вправе обратиться с требованием о выплате дивидендов акционер, не получивший своих дивидендов.

В силу изложенных причин депутаты приняли решение не поддерживать законопроект.

Четвертым вопросом повестки дня был рассмотрен проект федерального закона № 822082–6 «О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“ в части наделения государственной корпорации „Агентство по страхованию вкладов“ функциями по проведению процедуры банкротства страховых организаций» (внесен Правительством Российской Федерации).

Законопроектом предусматривается введение в отношении страховых организаций особого порядка банкротства, во многом аналогичного действующему банкротству кредитных организаций.

Согласно законопроекту полномочия конкурсного управляющего при несостоятельности (банкротстве) страховых организаций возлагаются на АСВ, т. е. обязанности конкурсного управляющего будет исполнять служащий АСВ.

В законопроекте также учтено, что надзор за деятельностью страховых организаций осуществляет Банк России, в связи с чем устанавливается порядок взаимодействия конкурсного управляющего — представителя АСВ с Банком России.

Определяются особенности установления требований кредиторов в ходе конкурсного производства в деле о банкротстве страховой организации, ликвидации страховой организации, банкротства отсутствующей страховой организации, а также уточняются дополнительные основания для применения мер по предупреждению банкротства страховых организаций и назначения временной администрации.

В ходе обсуждения законопроекта депутаты отметили большую актуальность законопроекта, который исходит из положительного опыта деятельности АСВ по санации и банкротству банков. Следует учесть, что деятельность страховых организаций, также как и банков, затрагивает интересы большого числа граждан – страхователей и юридических лиц по различных видам страхования, а также такая деятельность связана с исполнением страховщиками публичных функций, установленных федеральными законами, в частности, такими, как обязательное страхование в различных сферах, включая, к примеру, ОСАГО и медицинское страхование.

Именно по этой причине государство в лице специализированной государственной корпорации АСВ обязано играть активную роль в предотвращении банкротства страховых организаций, а в случае такового – способствовать максимально возможному удовлетворению требования большинства конкурсных кредиторов, в том числе страхователей и выгодоприобретателей по добровольным видам страхования.

При подготовке ко второму чтению члены Комитета считают возможным доработать законопроект по ряду направлений:

предусмотреть в качестве основания для назначения временной администрации – возбуждение дела о банкротстве, исключив дублирование деятельности временной администрации и временного управляющего в процедуре наблюдения;

сократить срок для назначения временной администрации с целью предотвращения вывода активов страховщика;

установить особенности банкротства отсутствующей страховой организации;

возложить на временную администрацию страховой организации функцию по оспариванию в арбитражном уде сделок должника;

ввести особенности привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц в отношении страховых организаций. Депутаты Комитета рекомендовалиГосударственной Думе принять законопроект в первом чтении.