А.Дементьев: «Никогда, никогда ни о чём не жалейте» - из цикла лекций, посвященных Году литературы

1 из 10

/ 10

В рамках мероприятий, посвященных Году литературы в России, состоялась встреча с поэтом Андреем Дементьевым.

Стихи А.Дементьева известны и любимы, его сборники выдержали десятки переизданий, переведены на многие языки. Более двадцати лет он занимал пост заместителя главного редактора журнала «Юность», в котором в то время дебютировали многие будущие классики советской литературы, работал директором ближневосточного представительства РТР в Израиле. В настоящее время – сопредседатель Содружества Союзов писателей, председатель общественно-редакционного совета «Литературной газеты», ведет авторские программы на радио и телевидении. Лауреат многих литературных премий и других наград.

В коротком вступлении А.Дементьев поделился мыслью о том, что литература, поэзия, кино, живопись – род общественной деятельности. Если ты выбрал эту дорогу, необходимо, чтобы о тебе говорили, спорили. При этом труд художника требует вдумчивости, здесь никогда нельзя быть удовлетворенным. Новое стихотворение это всегда в чем‑то неизвестность, и потому необходим читатель, его переживания, эмоции, отклик — именно благодаря им поэзия становится поэзией, начинает жить, читатель становится тем орудием времени, которое отбирает стоящие вещи, кристаллизует то искусство, которое «делает каждую нацию высокой». Никуда не деться и от связи культуры и политики: художник живет среди людей, и его искусство неизбежно «врывается в общественную жизнь».

Затем А.Дементьев предложил собравшимся задавать вопросы, чтобы встреча строилась не как традиционная лекция, а как общение поэта с читателями.

Признаваясь, что вдохновение, темы для стихов часто приходят совершенно неожиданно, А.Дементьев рассказал о том, как в одно лето, любуясь по дороге от электрички на дачу выросшим посреди пшеничного поля подсолнухом, придумал целую историю о том, как он там появился, и стихотворение, в котором она рассказана, позже вошло в сборник, за который автор был принят в Союз писателей. А на создание «Лебединой верности» вдохновила волновавшая с детства притча о лебеде, который покончил с собой, потеряв возлюбленную. Мелодия Евгения Мартынова вызвала в памяти этот сюжет, и появилась баллада о том, что невозможно жить, когда умерла любовь.

Многие стихи А.Дементьева положены на музыку, и он не скрывает, что любит, когда его творения обретают вторую жизнь, новую популярность благодаря талантливым музыкантам и исполнителям. Иногда это бывает неожиданно, например, поэт был уверен, что «Балладу о матери» невозможно превратить в вокальное произведение, но у композитора Е.Мартынова было другое мнение, и с этой совместной работы началось долголетнее творческое сотрудничество. Нередко случается писать слова для уже готовой мелодии, и эта трудная и интересная работа может занять два-три месяца.

Много времени А.Дементьев уделяет поддержке молодых авторов, пишет предисловия к их сборникам, содействует публикации. «Мне в своё время очень помогали, — объясняет он, — а нынешним начинающим сложнее, они оказываются один на один с литературой». Ещё один важный для А.Дементьева проект — «Забытые поэты», посвящен тем, чьему творчеству уделяется незаслуженно мало внимания, например таким авторам, как Борис Лебедев или Юрий Кузнецов. Другой постоянный интерес – популяризация творчества поэтов-шестидесятников.

А.Дементьев признается, что ему всегда интересно узнавать и о творческих работах людей, более известных в другой сфере деятельности. Так, по его наблюдениям, многие политики не чужды литературному творчеству и работы их действительно талантливы. Многие знакомы со стихами Джахан Поллыевой, Евгения Примакова, а самым последним открытием стал сборник стихотворений Сергея Лаврова.

Отвечая на вопрос первого заместителя председателя Комитета по образованию Олега Смолина Смолин Олег Николаевич Смолин
Олег Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 140 (Москаленский – Омская область)
, действительно ли Россия перестает быть литературоцентричной страной, А.Дементьев согласился с тем, что сейчас нет такого интереса к литературе, к поэзии как во времена легендарных вечеров в Политехническом, но причин для пессимизма нет: по‑прежнему встречаются умные, интересные, неравнодушные люди, в том числе и среди молодежи.

В заключение А.Дементьев прочел несколько своих стихотворений, в том числе посвящения отцу и матери «Отец мой сдает…» и «Повидаться лишний раз было некогда…», а также еще не опубликованные работы.

«Я жил в интересное время, в котором было много хорошего, много плохого, но я ни о чем не жалею», — заключил А.Дементьев.