/ 13
24 августа в здании Президиума Российской академии наук состоялось заседание Рабочей группы по разработке концепции преподавания русского языка и литературы. Вел обсуждение Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин
Сергей Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.
Открывая заседание, Сергей Нарышкин
Сергей Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
напомнил: «Полтора месяца назад мы с вами договорились о создании трёх подгрупп в рамках общей работы по созданию подготовки концепции преподавания русского языка и литературы. Эти полтора месяца шла напряженная работа».
Подготовленный за этот период «первый базовый вариант» Сергей Нарышкин
Сергей Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
предложил обсудить членам рабочей группы, подчеркнув, что «Рабочая группа не намерена создавать какие‑либо бюрократические шпаргалки для учителей, которые бы ограничивали конституционную свободу педагогической деятельности». «Наша задача состоит в том, чтобы вместе попытаться сформулировать базовые основы для будущих решений по всему комплексу задач, которые касаются развития русской словесности. Мы также планируем дать долгосрочные ориентиры для продвижения нашего великого языка и литературы в мире», — заявил С.Нарышкин. По его мнению, в этих ориентирах заложен «серьезный потенциал «мягкой силы», которой мы используем для повышения авторитета позиции России в мире».
Предваряя дискуссию, С.Нарышкин обозначил критерии, которым следовали в своей работе авторы Концепции: «Во‑первых, это максимальная открытость. Сама сложность и широта темы, за которую мы взялись, не терпит кулуарных решений. Ведь здесь затрагиваются не одни лишь вопросы педагогического процесса и учебных текстов, но и интересы всего российского общества как нынешнего, так и будущих поколений. Отсюда – второе. Состав нашей рабочей группы не должен ограничиваться сегодняшним перечнем фамилий. Больше того, уже есть предложения усилить роль педагогов-практиков и представителей регионов, республик, входящих в состав Российской Федерации, которые по Конституции имеют право устанавливать свои государственные языки. Кроме того, мы обязаны привлекать максимально широкий круг экспертов – специалистов в разных областях науки, творческих деятелей. Наконец, внимательно прислушаться к мнениям учащихся и их родителей».
Председатель Госдумы особо подчеркнул роль Российской академии наук (РАН), в стенах которой два с половиной года назад начиналась работа над концепцией учебно-методического комплекса по истории в школе, а сегодня уже одобрены линейки учебников по этой дисциплине.
Президент РАН Владимир Фортов в своем выступлении подтвердил, что РАН уделяет большое внимание этой работе, «существенную роль играет гуманитарная компонента», которая «делает нашу страну единой, помогает людей правильно ориентировать». Выполняя поручение Президента России, РАН на протяжении шести лет анализирует все учебники, которые готовятся для современной школы. По его словам, за этот период «было отсмотрено более 1500 учебников и учебных материалов, а некоторые из них по 5–6 раз возвращались на доработку авторам».
Директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак рассказал о работе подгрупп, выявивших три основных причины к изменению концепции преподавания: падение интереса к русскому языку, падение грамотности и интереса к чтению, а также низкий престиж профессии – проблема кадров. При разработке Концепции, по его словам, был учтен опыт подготовки учебников по математике и истории.
Д.Бак остановился на проблемах преподавания литературы в школе, рассмотрев критерии «обязательности» и «вариативности освоения комплекса литературных произведений», «чрезмерной стандартизации» литературоведческой трактовки. По его мнению, хорошо, что «золотой список русской классики сложился», проблема — в списке современной литературы, достойной изучения, ведь именно сейчас в обсуждаемой Концепции «закладывается основа образования на многие годы».
Директор Института русского языка имени В.В.Виноградова РАН Александр Молдован в своем выступлении также остановился на проблемах, в частности отметив «схоластический характер образования» в современной школе и оторванность от жизни». По его убеждению, «уроки русского языка чрезмерно «литературоцентричны», чего нет в других странах мира», детей не учат писать письма, заявления, резюме, что понадобится им в жизни в дальнейшем. Учебник, считает А.Молдован, должен стать навигатором для современного учащегося, важнее привить навыки пользования различного рода справочной литературой.
И. о. ректора Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина Маргарита Русецкая отметила, что обучение языку сегодня должно рассматривать как важный фактор коммуникации, что особенно актуально в регионах где преподаются местные языки. Поскольку выбор языка коммуникации определяется в семье, по мнению М.Русецкой, начинать изучать русский язык необходимо в дошкольном возрасте, поэтому данную Концепцию нужно дополнить «модулем дошкольного образования», как это уже успешно действует, например, в Татарстане.
М.Русецкая обратила внимание членов рабочей группы на преподавание русского языка как иностранного, что, по ее словам, «обеспечивает интересы нашей страны» в более 120 странах мира, где изучают русский с большим интересом. Для этого нужны общегосударственные подходы в подготовке программ обучения, а также электронные пособия и дистанционное обучение.
Резеда Мухаметшина, заведующая отделением русской и зарубежной филологии Института филологии международной коммуникации Казанского (приволжского) федерального университета, настаивала на необходимости «учета национальных особенностей» в преподавании и равных возможностях для выпускников национальных школ. Заявила, что формулировка «русский как второй родной язык» в республике было негативно воспринято педагогическим сообществом.
Людмила Дудова, заведующая кафедрой филологического образования Московского института открытого образования, настаивала на усилении Концепции «методическими основами преподавания русского языка», наделения Концепции юридическим статусом и соблюдении стандартов преподавания, выступила против «чрезмерных свобод» в трактовке программы со стороны учителя.
Позицию Л.Дудовой поддержала Учитель года России-2012 Вита Кириченко, предложила Концепцию переименовать в «Анализ ситуации…» и исключить из нее избыточную терминологию и заимствования, документ «упростить по языку», смягчить по формулировкам, что, по её мнению, «только Концепцию украсит». А учительское сообщество этот документ ждет, что подтвердил и учитель Центра образования №57 из Москвы Сергей Волков, отметивший: «Впервые создан текст, в котором системно, полно и честно обозначены проблемы преподавания русского языка».
С.Волков говорил о востребованности учебника нового типа, некой «хрестоматии широкого типа», снабженной биографическими справками, комментариями, и словарями, что создаст «систему управляемой свободы».
Учитель не должен быть свободен от государства, но должен быть свободен от «мелочного контроля», уверен профессор Высшей школы экономики Александр Архангельский. По его мнению, главная задача литературы состоит в формировании личности, поэтому одна хрестоматия для всех – не выход, нужно создать «единый массив текстов» с доступом к интернет-ресурсам, и эту задачу должно решать государство, а методику преподавания вправе выбирать каждый учитель самостоятельно.
Первый заместитель Министра образования и науки России Наталья Третьяк напомнила о принятых государственных стандартах, заявив, что Концепция — один из документов, направленных на улучшение качества образования в стране, поэтому в ней должны быть отражены утвержденные образовательные стандарты. Концепция поможет и в определении квалификации преподавательских кадров, уверена чиновница.
Н.Третьяк поддержала предложение Сергея Нарышкин
Сергей Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
а о расширении состава Рабочей группыпо разработке концепции преподавания русского языка и литературы учителями-практиками.
Руководитель Аппарата Государственной Думы – секретарь Рабочей группы Джахан Поллыева выделила закономерность, отметив, что «весь комплекс гуманитарных наук сейчас находится на переломе», сегодняшнее обсуждение – тому подтверждение. Д.Полыева считает, что в первую очередь нужно заниматься качеством подготовки самих педагогов и их аттестацией.
«Опасно держать гуманитарные науки в таком состоянии», — уверена она. А понятия «родной – не родной», по её словам, «слишком чувствительные термины». «Русский язык является государственным и первым по своему значению», — подчеркнула руководитель Аппарата Госдумы, предложив законодательно отдать приоритет русскому языку и его тщательному изучению и качественному преподаванию в Российской Федерации. Подготовка Концепции, по ее мнению, — одно из основных и важных мероприятий в Год литературы.
По мнению заместителя Председателя Правительства России Ольги Голодец, главным итогом работы «является само наличие этой дискуссии». Русский язык ставит перед обществом те задачи и проблемы, которые, по словам О.Голодец, «уже невозможно замалчивать». Подготовка Концепции «абсолютно необходима, не вызывает сомнений», чем точнее будет поставлен диагноз, тем точнее будет решать ту или иную задачу, заявила она и призвала всех участников обсуждения сделать приоритетом своей работы на ближайшее время подготовку Концепции преподавания русского языка и литературы.
Сергей Нарышкин
Сергей Евгеньевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, подводя итог дискуссии, отметил, что сегодняшнее обсуждение — «только начало работы», которая будет продолжена в трех подгруппах.