Предлагается установить порядок ознакомления с материалами уголовного дела

Члены Совета Федерации К.Добрынин, А.Клишас и В.Тюльпанов внесли на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона № 866100–6 «О внесении изменений в статью 217 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», направленный на совершенствование порядка ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела.

Анализ положений УПК РФ, регулирующих порядок ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела, и практика их применений показали, что существует неопределенность в том, в каком объеме следователь должен представлять материалы уголовного дела обвиняемому и его защитнику для ознакомления. Также, по мнению авторов законопроекта, имеется пробел в том, что следователь при ознакомлении с материалами уголовного дела не предоставляет обвиняемому и его защитнику опись документов, находящихся в уголовном деле.

Для предотвращения фальсификаций материалов уголовного дела инициаторы законопроекта считают необходимым обязать следователей предоставлять для ознакомления не только материалы уголовного дела в прошитом и пронумерованном виде, но и с описью всех документов, содержащихся в материалах уголовного дела.

Кроме того, законопроектом исключается возможность со стороны обвиняемого и защитника злоупотреблять правом требования предоставления всех материалов уголовного дела. Если обвиняемый содержится под стражей и материалы уголовного дела состоят более чем из 10 томов, следователь определяет этапы ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела с учетом количества томов уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, с которым знакомит обвиняемого и его защитника. В постановлении следователь указывает общее количество томов уголовного дела и этапы их предоставления, при этом количество томов уголовного дела не должно быть менее пяти. По письменному требованию обвиняемого и его защитника следователь обязан предоставить любой том уголовного дела для ознакомления.

Для реализации закона не потребуется выделения средств из федерального бюджета и изменения или принятия других актов федерального законодательства.