Взаимные финансовые требования и обязательства России и Узбекистана будут законодательно урегулированы

В Комитет по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками поступил законопроект № 845845–6 «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств», инициированный Правительством.

Предлагаемое к ратификации Соглашение между Правительством России и Правительством Узбекистана об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств от 10 декабря 2014 года предусматривает урегулирование всех имеющихся между Россией и Узбекистаном взаимных финансовых требований и обязательств, возникших по операциям бывшего СССР, в связи с распадом бывшего СССР, а также по кредитам, предоставленным Узбекистану в 1992–1993 годах.

Необходимость в заключении Соглашения возникла после того, как в 1998 году узбекская сторона не только в одностороннем порядке прекратила платежи в погашение консолидированной задолженности, но и отказалась признавать легитимность соглашений о технических кредитах, а также выдвинула встречные финансовые требования, касающиеся активов Алмазного фонда СССР и так называемого «внутреннего валютного долга бывшего СССР».

По состоянию на 1 ноября 2014 года задолженность Республики Узбекистан составила 889,3 млн. долларов США, из которых по основному долгу — 500,6 млн. долларов США, по процентам — 388,7 млн. долларов США. Вся задолженность просрочена. Правительство Узбекистана признавало только часть задолженности в сумме 43,1 млн. долларов США. В то же время объем встречных претензий оценивался партнерами в 1–2 млрд. долларов США.

Соглашением предусматривается урегулирование взаимных финансовых требований и претензий сторон на следующих условиях:

1. Отказ российской и узбекской сторон от всех претензий, возникших по операциям бывшего СССР, в связи с распадом бывшего СССР, а также по кредитам, предоставленным Узбекистану в 1992 – 1993 годах.

2. Осуществление узбекской стороной платежа в пользу российской стороны в сумме 25 млн. долларов США в течение 30 календарных дней с даты вступления соглашения в силу единовременным денежным платежом в долларах США.

3. В случае неосуществления узбекской стороной платежа – объявление этой задолженности просроченной и начисление на нее штрафных процентов по ставке Libor + 3% годовых.

4. Самостоятельное урегулирование российской и узбекской сторонами претензий своих физических и юридических лиц в случае предъявления ими финансовых претензий к Российской Федерации или к Республике Узбекистан по урегулируемым Соглашением операциям.

При заключении Соглашения обе стороны пошли на уступки. Узбекистан фактически признал обязательства по всем ранее полученным от России кредитам, а также отказался от собственных претензий. В свою очередь Россия согласилась на списание 95% суммы основного долга Узбекистана

Вступлением в силу предлагаемого к ратификации Соглашения позволяет решить комплекс вопросов: снять фактор, долгое время препятствовавший нормализации финансовых отношений между Россией и Узбекистаном, в том числе отменить закрепленный в бюджетном законодательстве России запрет на развитие кредитно-финансового сотрудничества с Узбекистаном; устранить угрозу судебных разбирательств по финансовым претензиям Узбекистана к России; закрепить полный отказ узбекской стороны от претензий по активам Алмазного фонда бывшего СССР и претензий по так называемому «внутреннему валютному долгу бывшего СССР».

Соглашение предусматривает изменение условий погашения задолженности перед Россией, в связи с чем, в соответствии со статьей 127 Бюджетного кодекса, Российской Федерации Соглашение подлежит ратификации.

Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Соглашение не содержит правил иных, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Исполнение Россией обязательств по Соглашению не повлечет за собой расходов федерального бюджета. Вместе с тем его реализация позволит обеспечить поступление в бюджет денежных средств в сумме 25 млн. долларов США.