10 июня состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности

10 июня под председательством председателя Комитета С.А.Гаврилова состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности.

Депутаты рассмотрели во втором чтении проект федерального закона № 238827–6 «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В ходе дискуссии депутаты – члены Комитета обсудили, чего удалось достичь в работе над проектом после принятия его в первом чтении. Во‑первых — сбалансированности проекта с нормами действующего законодательства, прежде всего концессионного, о контрактной системе и приватизации.

Законопроект вводит в российскую практику использование принципиально новых, для нашей страны, неконцессионных моделей ГЧП, предусматривающих возможность возникновения права собственности частного партнера на объект соглашения.

С одной стороны, это мощнейший мотивационный стимул привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты, поскольку этим резко повышается возможный портфель обеспечительных мер по предоставляемым кредитными организациями заемным средствам.

С другой стороны, это реальный фактор для переквалификации уже заключенных концессионных соглашений, выхода публично-правовых образований из федеральной контрактной системы и организации «теневой» неконкурсной приватизации.

Удалось решить эту триединую сложнейшую задачу и четко и однозначно разграничить сферы правового регулирования.

Во‑вторых, важна правовая легитимизация нормативно-правового регулирования ГЧП на всех уровнях – федеральном, региональном и местном.

Законопроектом определяется единый подход к разработке, согласованию, оценке и заключению соглашений о ГЧП и МЧП. Определены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Введено требование увязки целей и задач реализации ГЧП проектов с документами стратегического планирования РФ. В целях повышения качества подготовки муниципальных соглашений предусмотрено требование их согласования уполномоченным органом субъекта РФ и оценки эффективности соглашения и сравнительного преимущества о МЧП. Наконец, вводится единая терминология и общие подходы к ГЧП, что принципиально важно для понимания сути и активизации распространения института ГЧП в России.

В‑третьих, систематизирована правовая регламентация прямого соглашения и участия в проектах ГЧП финансирующего лица (кредитной организации) с описанием полномочий, процедур контроля, взаимодействия с частными и публичными партнерами и гарантий возврата вложенных средств. Установлена процедура замены частного партнера в соглашении о ГЧП (МЧП).

Введены ограничения по передаче в залог прав на объекты соглашения о ГЧП, кроме случаев их передачи в залог по прямому соглашению с финансирующей организацией.

Введен мораторий 180 дней на право финансирующей организации обратить взыскание на заложенный объект ГЧП.

Исключена возможность участия иностранных компаний на стороне частного партнера, а также ГУП и МУП плюс БУ (с исключением их имущества) на стороне публичного партнера.

Установлено, что использование в проекте ГЧП средств бюджетной системы невозможно, если средства напрямую не предусмотрены федеральными законами, правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, субъекта и муниципалитета. Любые изменения в соглашение о ГЧП, связанные с обязательствами бюджетной системы, могут быть внесены только в случае внесения соответствующих изменений в закон о бюджете.

Депутаты утвердили таблицы поправок и приняли решение рекомендовать Государственной Думе принять законопроект во втором чтении.