«Уважаемые коллеги!
Проведение именно в зале пленарных заседаний Государственной Думы парламентских слушаний по проекту Основных направлений налоговой политики стало уже традицией. Это показывает всю важность темы, её значение для экономики, для предпринимательского сообщества и для каждого гражданина нашей страны. И конечно же подчёркивает политическую ответственность парламента за вопросы налоговой политики.
Хотел бы сразу сказать, что ситуация в экономике остается не простой и поэтому реальный выход на путь инновационного развития, радикальное улучшение делового и инвестиционного климата в стране, остается задачей номер один.
В этой связи мой первый вопрос к участникам слушаний – насколько проект Основных направлений налоговой политики соответствует стратегическому плану развития страны? Насколько текст этого важного документа, подготовленного Министерством финансов Российской Федерации, соответствует вызовам, которые стоят перед Россией?
Другой важнейший вопрос – это конкурентоспособность нашей налоговой политики. Давайте, наконец, говорить не о цифрах, которые часто называют в борьбе за места в различных рейтингах, часто бессмысленных, а давайте говорить о том, насколько наша налоговая политика конкурентна и содействует в конкурентной борьбе на финансовых рынках, рынках труда и капитала.
В прошлом году многие в этом зале отмечали, что в погоне за фискальной составляющей налоговой политики Правительство подчас забывает о её стимулирующей функции, функции развития. В этом зале звучали достаточно резкие слова о том, что налоговая поддержка бизнеса незначительна, а если она и есть, то осуществляется чаще всего за счёт российских регионов. Вопрос: что изменилось за прошедший год?!
В прошлом году мы говорили о необходимости проанализировать ошибки, допущенные в налоговой политике, и наметить пути их решения – законодательные инициативы, которые исправят эти ошибки. Что за год сделано?!
Частный, но очень болезненный пример – это консолидированные группы налогоплательщиков. Ранее мы договорились приостановить на год регистрацию новых консолидированных групп налогоплательщиков, а за это время разобраться, что делать дальше. Госдума выполнила свою часть работы – соответствующий законопроект был принят, а вместе со Счётной палатой мы осуществляем постоянный мониторинг ситуации. И должен сказать, мониторинг показывает, что ситуация очень не простая, очень тревожная. Регионы теряют большие средства, кроме того, они не могут планировать свои бюджеты.
Хочу услышать сегодня от Антона Германовича Силуанова конкретные предложения по исправлению ситуации. Я напомню, что Минфин ранее заявлял о компенсации выпадающих доходов в регионе. И если решение не будет найдено, то депутаты Государственной Думы его найдут при рассмотрении проекта очередного бюджета.
Ни у кого не должно быть сомнений в том, что принятие бюджета это конституционное и, подчеркну, исключительное полномочие парламента.
Далее. Какова судьба антикризисных предложений в налоговой сфере, которые были подготовлены Государственной Думой и регионами?
Здесь присутствуют руководители крупнейших регионов страны и крупнейших компаний. Для нас очень важно услышать ваше мнение по обозначенным проблемам. Наконец, как оценивает налоговую политику Общественная палата России, Уполномоченный по защите прав предпринимателей, эксперты и общественные организации?
Мы отдаем себе отчет, что такой документ, как Основные направления налоговой политики, законодательной силы не имеет. Однако, будучи базой для разработки федерального бюджета он призван предупреждать общество, в том числе предпринимателей о возможных переменах в законодательном поле. И только соответствие заявленных намерений реальным шагам гарантирует ту самую стабильность и предсказуемость, о необходимости которых говорил Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному собранию.
Мы видим, что инициатива Главы государства о моратории на повышение налоговой нагрузки на экономику продекларирована и в представленном проекте «основных направлений». Отнёс бы к курьёзу тот факт, что Президент в своем поручении говорил о четырёхлетнем моратории, а в «основных направлениях» обозначены «три года». Быть может, не нужно так формально привязываться к названию документа на три года, а в тексте документа чётко обозначить четыре года моратория?
При этом я хотел бы услышать ответы на вопросы, а нет ли угрозы разного рода «исключений» из моратория? И насколько Правительство готово вместе с депутатами пресекать явные или скрытые попытки размыть принцип не ухудшения налоговой нагрузки на предпринимателей в течение четырех лет.
Я хотел бы добавить, что политическая ответственность за принятие решений и в налоговой, и в бюджетной сфере лежит на депутатском корпусе. Именно поэтому в ноябре прошлого года мы усилили возможности предварительного парламентского контроля, в рамках которого и проводятся сегодняшние слушания.
Кроме того, теперь в закон о парламентском контроле включена и отдельная норма, посвящённая ситуациям, когда Правительство затягивает представление заключений на тот или иной законопроект, в том числе касающийся и налоговой сферы. Мы были вынуждены сделать такую поправку, потому что такая практика пока еще имеет место.
Ещё раз подчеркну, что это просто недопустимо. Быть закону или нет быть, решает парламент. Это конституционное полномочия парламента. Но отсутствие своевременного заключения Правительства, в том случае, когда это необходимо, порой выглядит как намерение препятствовать в исполнении конституционных полномочий депутатов. Не могу об этом не сказать.
Мы проводим сегодняшние парламентские слушания не для «галочки», не для того, чтобы поговорить и разойтись. Нам важен конечный результат, а именно учёт рекомендаций парламентских слушаний в тексте Основных направлений налоговой политики, а в итоге во всей деятельности Правительства по реализации налоговой политике в нашей стране. Обсуждение подобных документов крайне полезно и в формате «открытого Правительства». И я благодарен Д.А. Медведеву за его последовательность в этом вопросе. За то, что постоянно напоминает министрам о важности широкой экспертной проработки».